Русский
!

Conference publications

Abstracts

XVI conference

Многокритериальная оптимизация процесса восстановления транспортной сети

Хренов А.В., Чугунов И.А.

Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева, Россия, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34, (846) 972-49-75, alander@pisem.net

1 pp. (accepted)

Процесс функционирования транспортной сети неразрывно связан с перемещением по ней потоков, использующих ее как транспортный ресурс. По причине ограниченности скорости транспортных средств и скоростного режима, а также ввиду топологических ограничений подобной ресурсной сети, возникает проблема правильного распределения ресурса между потребителями, в данном случае – потоками. Данная проблема приобретает набольшую важность в случае нарушении топологии сети или изменения ее характеристик, если это приводит к невозможности удовлетворения транспортного спроса.

В данном контексте под единичным ресурсом, попадающим под задачу разделения, являются ребра графа транспортной сети. Пот потребителем – транспортные потоки, спрос которых на те или иные ресурсы в общем случае обусловлен инфраструктурой города, временными характеристиками и топологией транспортной сети. Любая действующая сеть с той или иной степенью вероятностью подвержена нарушениям топологии либо частичному изменению свойств, влияющих на процесс функционирования.

В качестве модели нештатного изменения принимается объект характеризующийся мощностью . Эта величина имеет вполне четкий физический смысл. Так, для нештатного изменения типа яма – это максимальное сечение ямы, для неработающего светофора – максимальная длина максимального перегона перекрестка. Для открытого канализационного люка эта величина имеет точное значение и имеет значение 1,5 м – радиус ограждения выставляемого дорожными службами при проведении работ. Область действия нештатного изменения сети – множество ребер графа попадающих в ∆-окрестность, зависящую определенным образом от .

В качестве алгоритма поиска оптимального плана используется адаптированная модификация графа принятия решений, в качестве веса, на каждом ребре которого, выступает сводная характеристика, зависящая от выбранного критерия оптимизации: индекс уязвимости сети, равномерность сетевого потока, равномерность нештатных изменений, комбинированный критерий оптимальности, генетический критерий.

Подобный подход к решению проблемы нарушения нормального режима функционирования транспортных сетей позволяет спрогнозировать ошибки в последовательности работ по ее восстановлению и минимизировать ущерб, спровоцированный принятием неправильных управленческих решений. Многокритериальная оптимизация позволяет применять рассмотренные методы не изменяя общности в транспортных сетях различных классов.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533