Русский
!

Conference publications

Abstracts

XVI conference

Моделирование цветовых форм Башкирской школы живописи

Зозуля О.Ю.

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, социально-гуманитарный ф-т, каф. культурологии, Россия, 450081, г. Уфа, ул. Российская 17/2, кв. 48, тел.: (347)231-78-26, e-mail: ZOlgaY@yandex.ru

1 pp. (accepted)

Неоднозначность соответствия между логическим и образным мышлением может быть отражена с помощью инструментов моделирования, позволяющих объединить многообразные результаты творчества в единое целое путем построения модели. Этот подход мы иллюстрируем на примере моделирования цветовых форм (композиций), созданных художниками региональной башкирской школы живописи.

Цветовые формы, являясь знаками изобразительного языка, обладают изменчивостью, присущей формам живой природы и образам человеческого воображения (признаками жизненности). Цветовые формы создаются художником путем объединения линий и цветовых пятен в композиции, отражающие особенности природы и культуры родного края художника. В процессе синтеза антитез (трансмерного перехода от дизъюнкции к конъюнкции [1]) рождаются качественно новые цветовые формы.

Башкирской школе живописи, характерны свои ряды цветовых форм (смыслообразы [2]). Отдельные сегменты этих рядов (семантические группы) имеют собственную семантику и могут быть соотнесены с творческим вкладом конкретных художников школы [3]. Цветовые формы художников школы в целом обладают как живописным, так и графическим выражением и делятся в крайних проявлениях на конкретно-образные и абстрактно-символьные формы (антитезы), имея в то же время разнообразные отличительные признаки, характерные для мажорных (М) и минорных (-М), ритмичных Р и аритмичных (-Р), дискретных (Д) и непрерывных (-Д) форм. Эти формы могут быть представлены в трехмерном пространстве с осями М – (-М), Р – (-Р), Д – (-Д).

Среди форм, соединяющих в себе перечисленные признаки в разных сочетаниях, можно выделить сбалансированные по своему живописному и графическому выражению, так называемые живые цветовые формы [3]. Важной особенностью живой цветовой формы является легкость создания на ее основе других цветовых форм, подобных ей по композиции, но отличающихся от нее своим цветовым решением.

Литература.

1. Кобляков А.А. О единой модели, задающей творчество в самом широком его понимании (Основы общей теории творчества) // Устойчивое развитие. Наука и практика. – №2. – 2003. – С. 23 – 42.

2. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. – М.: Наука, 1987. – 218 с.

3. Зозуля О.Ю. Развитие художественно-творческого потенциала школьника в условиях профильного обучения изобразительной деятельности. – Магнитогорск: МаГУ, – 143 с.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533