Русский
!

Conference publications

Abstracts

XVI conference

Развитие познавательной активности как одной из составляющих самостоятельности младших школьников

Черкасова А.М.

Россия, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а.

1 pp. (accepted)

Интенсивность развития нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Такая личность самостоятельно регулирует собственное поведение и деятельность, определяет перспективы своего развития, пути и средства достижения поставленных целей. Чем больше развита самостоятельность, тем успешнее человек задает свое будущее, свои планы и более успешно действует, реализуя их.

Формирование самостоятельности уже в младшем школьном возрасте можно назвать одной из актуальных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена содержанием обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, формирования у них активной жизненной позиции.

Перед школой стоит задача целенаправленного формирования у детей способности и потребности действовать самостоятельно. Самостоятельность рассматривается в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристика деятельности учащегося и как черта личности. Первое участвует в формировании второго. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Необходимым условием самостоятельности является активность, выступающая как средство реализации потенциала учащегося в достижении цели учения.

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной активности.

Анализ уроков математики в начальной школе привел нас к следующему выводу: развитие познавательной активности и самостоятельности детей проходит эффективнее, если на уроках математики используются определенные задания. К ним относятся: 1) задания, не сводящиеся к известным способам решения; 2) задания, способствующие созданию проблемной ситуации; 3) задания, предусматривающие использование жизненного опыта детей; 4) задания, несущие элементы занимательности; 5) задания, имеющие практическую значимость; 6) задания, допускающие разные способы решения.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533