Русский
!

Conference publications

Abstracts

XVII conference

Истоки популярности японского искусства в России

Гавшина О.П., Аркалова Д.В., Совина Л.П.

МОУ гимназия №56, г. Ижевск, Россия, E-mail:larisasovina@gmail.com

1 pp. (accepted)

«Чем более цивилизованным становится общество, тем чаще оно обращает свой взор к истокам, к природе.»

В эпоху глобализации жизнь современного человека полна многообразия встреч и взаимоотношений с культурами разных стран, которые непосредственно проникают в жизнь человека на различных уровнях: бытовом, производственном, духовном. Особенный интерес вызывает культура Японии: в дизайне многих современных помещений используются японские традиции организации пространства, в качестве декора - произведения изобразительного и декоративно - прикладного искусства Японии. «Экибана» и «бонсай» стали привычными словами. Наблюдая процессы проникновения этого искусства в жизнь российского общества, возникла проблематика нашего исследования: в чём истоки популярности японского искусства в современной России? Цель - выявить духовную и выразительную общность японской и русской культуры через изучение и сопоставление японского и русского изобразительного искусства.

Гипотеза: В результате исследования мы предполагаем, что основными истоками популярности японского искусства в современной России является общность отношения этих стран к природе, как к источнику духовности.

В ходе исследовательской работы мы провели сопоставительный анализ произведений различных жанров русского и японского изобразительного искусства. В ходе отбора - выявились параллели в отношении к природе у художников Японии и России.

Изучив литературу по истокам изобразительного искусства этих стран, мы пришли к выводу, что основой исследования должны стать произведения пейзажного жанра. Природа всегда оказывала огромное влияние на художников и писателей. Можно сказать, что именно природа страны, ее ландшафт, климатические условия, краски, формируют национальный характер, следовательно, и порождают все особенности национальной культуры, в том числе живописи.

Восприятие природы, как источника прекрасного, меняется в разные эпохи. Это связано во многом с религиозными воззрениями, которые также преобразуются с течением времени. Духовными истоками особого отношения японской культуры и японцев к окружающей природе явились национальные религии – синтоизм и буддизм. Религия Синто наделяла особым смыслом и душой все природные объекты и явления – камни, скалы, водопады, озера, деревья, дождь и грозу, и т.д. Идея поклонения Природе была не чужда и буддизму, пришедшему на Японские острова в VI-VII вв. Не случайно синтоизм и буддизм вполне мирно и органично ужились друг с другом и образовали специфичный для Японии религиозный синкретизм. Древние славяне также считали, что повсюду вокруг них разлита божественная сила: она живет в плеске вод, в шелесте листьев, в птичьем гомоне, в предвесенних вздохах земли. Общение с деревьями, цветами, птицами, животными – наполняло человека уверенностью в том, что они участвуют в его земных делах и заботах. Это связывало человека с природой, которую он воспринимал как живое существо, такое же, как и он сам.

В последующие эпохи, при всех изменениях, которые происходили в культуре России и Японии, природа всегда оставалась главным объектом внимания, источником вдохновения и самой жизни.

В данном исследовании были исследованы произведения русских и японских художников ХIХ века Саврасова, И.Левитана, Куинжи и К.Хокусая, Т Хиросиге, в произведениях которых мы выявили много общего. Художники, хотя в очень разных манерах, передают состояние лирической созерцательности, элегическое настроение тоски по прошлому, по утраченному через образы природы. Привлекательность для зрителя этих произведений связана с тем, что они включают нас в своеобразный диалог, создавая воедино настроение природы и человеческой души. Великолепное владение искусством "ловить" исключительные моменты "проплывающего мимо мира", подмечать в своих произведениях моментную красоту природы, сделать мимолетное постоянным – главное, что связывает творчество художников.

Особо привлекательной для русского человека становится пронизывающая все искусство Японии уверенность в неисчерпаемости творческих силах человека, в высоком призвании его выявлять и оберегать красоту мира, в естественности гармонии человеческого духа и природы. В русской традиции отношение к природе в большей степени созерцательное, утрачивается позиция единения с природой, заложенная языческой культурой. Ностальгия по утраченному, потребность обратиться к истокам –вот что роднит нас с далёкой Японией, это и есть та «ниточка» между двумя мирами азиато-европейской Россией и Востоком.

Несмотря на некоторые различия в изобразительном искусстве Японии и России, нас всегда будет роднить одно - любовь к природе. В ходе исследовательской работы, проведённой нами нам удалось подтвердить гипотезу о том, что основными истоками популярности японского искусства в современной России является отношение к природе, как к источнику духовности.

Литература

1. Мировая художественная культура: Учеб. пособие /Колл. авт.: Б.А. Эренгросс, В.Р. Арсеньев, Н.Н. Воробьев и др.; Под. ред. Б.А. Эренгросс/ - М.: Высшая школа, 2001. - 767 с.

2. Искусство Японии Надежда Виноградова Издательство "Белый город" www.artbatik.ru/gal-pan-flo-0003.htm

3. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян historic.ru/books/.../z0000031

4. Искусство составители М. В. Алпатов .Н. Н. Ростовцев Москва 1958г



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533