Русский
!

Conference publications

Abstracts

XIX conference

Нелинейный день: все сидят и слушают

Куликова Е.С.

г. Юбилейный, ул. Героев Курсантов, д.14, кв.13

1 pp. (accepted)

На протяжении нескольких лет в МОУ «Гимназия № 5» существует лаборатория «Синергетическая модель образования в словесности», в рамках которой в начале нового учебного года мы, семиклассники, провели Нелинейный день.

Что же это такое? Нелинейный день - это не обычный учебный день, а особенный. Во - первых, всем учащимся было дано задание самостоятельно подготовить презентации. Самые лучшие - были представлены на уроках. На истории были прослушаны доклады: «Иван Грозный - первый русский царь», «О сотворении мира». На биологии - «Симфония Исаака Левитана», - проект учащейся, занявшей первое место на городской научной конференции в прошлом году. Во - вторых, к нам на урок русского языка приходили девятиклассницы с исследовательским проектом: «Проблемы Социальных сетей». На наш взгляд, эта работа является наиболее актуальной из названных, поскольку так называемый «язык Т- 9» является загрязнителем речи молодёжи.

Презентация по теме «Русь былинная», в которой рассматривался вопрос о происхождении былин, о народных героях и исторических событиях Древней Руси, была показана на уроке литературы нашим одноклассником, посетившим с группой ребят и классным руководителем в дни летних каникул интерактивное занятие в Историческом музее города Москвы. Докладчик рассказал и о том, что в синергетике есть представление об оси времени, или стреле времени. Это теория, описывающая время как прямую, протянутую из прошлого в будущее. На слайде мы видели изображение стрелы времени, созданное самим учащимся. С помощью стрелы времени был показан исторический путь развития русского языка.

В – третьих, в заключение каждого урока ребята писали рефлексии (размышление, разговор с самим собой). В работах многих одноклассников использовались научные термины: нелинейность, синергетика, система, среда, бифуркация и другие. « Бифуркация – это система выбора, его сложность. Так, мы можем сказать, что богатырь на картине В.М. Васнецова находится в точке бифуркации, ведь ему предстоит сделать сложный выбор, он размышляет, в какую сторону пойти: направо, налево или прямо? От выбора зависит не только его судьба, но и судьба всей страны» (Дмитрий Юрин).

Синергетика – наука о сложном, которую мы изучаем со второго класса с метафорической точки зрения. Что такое метафора, мы узнали на уроке словесности в прошлом году. Метафора – это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями. Метафорами могут быть существительные, прилагательные, глаголы и даже фразеологизмы: шляпа с полями, острый ум, закралась мысль, медвежья услуга[1].

Нам нравится вникать в науку о взаимодействии сложных систем! Мы всегда радуемся, когда в класс приходит к.п.н. Ирина Николаевна Бабич и читает познавательные и интересные лекции про стрелу времени, взаимосвязи между предметами и будущее России. Жаль, что такого урока нет в нашем постоянном расписании!

« Нелинейные дни надо проводить в системе», – так считает весь наш класс, потому что во время этих нестандартных занятий мы учимся постигать сложные закономерности между предметами и явлениями. Например, мы давно знали о том, что всё связано со всем, но только в Нелинейный день увидели, что существует тесная связь между русским языком и историей, историей и литературой, литературой и биологией.

Мы хотим, чтобы во всех школах была введена новая дисциплина – « Наука о сложном ». И тогда ученики не будут скучать на уроках и спать на стульях, а каждый будет включён в работу: кто-то создаст презентацию, кто-то расскажет одноклассникам созданный проект и ответит на вопросы внимательно слушающих зрителей, кто-то подготовит небольшую игру, например «Испорченный телефон», по теме « Былины» для пятиклассников, кто- то расскажет об интересной выставке И. Левитана первоклассникам или поучится на взрослом уроке старшеклассников. Мы верим в то, что наши желания сбудутся!



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533