Русский
!

Conference publications

Abstracts

XX conference

Культурологический компонент в работе школьного музея

Новиков Ю.Е., Бабкина Е.С.

119501, г.Москва, ул.Веерная, д.3, корп.6, кв.184

1 pp. (accepted)

В широком смысле любой музей, вне зависимости от его тематики и профиля, несет в себе мощный культурологический потенциал. На подрастающее поколение обрушивается информационная волна, несущая негативное педагогическое воздействие. Происходит формирование потребительского отношения к окружающему миру. Формализация отношений между поколениями разрушает связь «человек-время». Идеология легкого отношения к смене места жительства, активного поиска (а не улучшения имеющегося) комфортного места обитания приводит к вымиранию российской глубинки – разрушается связь «пространство-человек». Уничтожение экологических и культурно-исторических уголков приводит к разрушению связи «пространство-время».

Задача музейной педагогики как обладающей более широким арсеналом форм и средств работы по сравнению с реализацией общеобразовательных учебных дисциплин, состоит в активном противодействии уничтожению и искажению традиционного отечественного мировосприятия. Выстраивание педагогического воздействия в континууме «время-пространство-человек» позволяет восстановить естественную гармонию между человеком, его гражданской позицией как ЖИТЕЛЯ определенной территории и как СОВРЕМЕННИКА определенных людей и событий. Категории пространства и времени понимаются при этом концентрически расширяющимися (дом-улица-район-город-страна).

Педагогами ГБОУ СОШ № 262 успешно решается задача не только формирования навыков работы с музейным предметом, экспедиционной и краеведческой работы, но и воспитания бережного отношения к историко-культурному наследию. Для этого мы стараемся на занятиях в рамках музея донести до каждого потенциального участника экспедиции, да и вообще до всех наших воспитанников, тот факт, что каждая вещь хранит в себе память о ее прежних обладателях. Она была им важна, ее приобрели, пользовались. Активизируя познавательную деятельность детей и их воображение, мы предлагаем «заглянуть в прошлое» вещи, попытаться реконструировать ее индивидуальную историю, неотъемлемую от среды бытования.

Развитие школьного краеведения позволяет внести существенный вклад в решение задач восстановления равновесия, поиска воспитанником своей социальной миссии. Каждый шаг по родной земле – это повод приобщиться к ее великим традициям, ощутить себя наследником своих героических предков. Девизом поисковых экспедиций клуба «Миротворец» являются слова из песни «С чего начинается Родина?»: «…И с этой дороги проселочной, которой не видно конца». Сложилась практика проектной деятельности воспитанников при подготовке похода и при его анализе.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533