Русский
!

Conference publications

Abstracts

XX conference

Человек и Природа: дошкольное воспитание в XXI веке

Потапова Т.В.

Московский гос. ун-т им. М.В.Ломоносова, НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского, отдел математических методов в биологии, potapova@genebee.msu.ru

1 pp. (accepted)

К XXI веку человечество весьма заметно изменило окружающий мир: люди все больше погружаются в мир искусственных вещей и сооружений, информационные компьютерные технологии объединяют людей разных возрастов и занятий в социальные сети и т.д. и т.п. Приспособление к миру искусственных вещей и виртуальных социальных сетей не требует традиционной передачи знаний навыков и ценностных ориентаций посредством системы «учитель–ученик». Каждый оказывается один на один с этим новым окружающим миром, все больше и больше отрываясь в своих представлениях от мира Природы как основы бытия. Однако, трезвый научный анализ показывает, что все нововведения XXI века не избавляют каждого в отдельности и общество в целом от необходимости считаться с законами природы. Особенно большого внимания требует понимание роли законов природы в развитии и становлении личности в дошкольном возрасте. То, что ребенок до школы растет и овладевает природными умениями питаться, двигаться, общаться, – достаточно очевидно, и окружающие взрослые более или менее умело ему в этом помогают. Хуже обстоит дело с развитием мышления. По оценкам московских экспертов у 65% детей, поступающих в 1 класс, недоразвита устная речь. Что это значит?

По мнению Л.С. Выготского в возрасте около 2 лет у ребенка сходятся линии развития речи и мышления, что принципиально отличает человека от всех других обитателей Земли. К. Лоренц, анализируя естественно–природные основы познания, отмечал, что у детей есть природная потребность узнавать названия объектов и явлений окружающего мира от наставника. М.И. Лисина утверждала, что у детей в возрасте 4–6 лет появляется интерес к закономерностям, по которым происходит все вокруг, и при благоприятных условиях ребенок может усвоить в этот период основы современных научных представлений об окружающем мире, себе самом и своем месте в мире. Мой личный опыт литературных исследований и практических занятий с детьми и педагогами убеждает в том, что наиболее благоприятным условием для приобщения дошкольника к современным научным представлениям о мире является речевое общение с ребенком в контексте изучения Природы. В XXI веке информационные компьютерные технологии дают уникальные возможности предъявлять ребенку образы окружающего мира. А как заметил еще в XIX веке К.Д. Ушинский: «Предъявите детям картинки и вы убедитесь, что весь класс у вас заговорит». Правда, одних картинок мало, необходимо еще организовать непосредственное общение ребенка с миром живой Природы и не в режиме использования ее благ, а в режиме исследования законов природы путем наблюдения и эксперимента.

Сотни гостей Фестиваля науки в МГУ (12–14 октября 2012 г.) испытали радость непосредственного погружения в мир живой Природы в творческой мастерской по созданию узоров из природного материала в лабораторных пластиковых чашечках. Важно, что происходило это погружение в атмосфере заинтересованного общения со студентами и аспирантами МГУ по научным вопросам. Жаль, что это продолжалось всего 3 дня. Уникальные условия для непосредственного общения дошкольника с живыми объектами можно создать на участках детских садов. Пугает то, что в московских бюджетах на 2012–2016 г.г., ни Департаментом образования, ни Департаментом природопользования такая работа не предусмотрена. Более того, наблюдается тенденция устилать территории детских садов плиткой и обустраивать искусственными сооружениями. В такой среде мы получим в ближайшем будущем не 65% детей с недоразвитой устной речью (и, соответственно, мышлением!), но и все 100%. С 2011 г. в МГУ открыт курс краткосрочного повышения квалификации «Исследование природы вместе с детьми». Этот курс освоили специалисты московского д/с №1820, которые работая в 2009–2012 г.г. в режиме ГЭП по теме «Детский сад – эталон экологической культуры», успешно ввели в ежедневную практику большое количество занятий, помогающих детям усваивать в начале XXI века основы современных научных представлений о взаимодействии Человека с Природой, а заодно – учиться любить и уважать Природу и ее законы, радоваться общению с миром живых существ, развивать собственные языковые способности и мышление.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533