Русский
!

Conference publications

Abstracts

XX conference

Языковая личность в языке и культуре сквозь призму образования

Нуртазина М.Б.

010008, Астана, проспект Абылайхана, 6/4, кв. 60

1 pp. (accepted)

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ В ЯЗЫКЕ И КУЛЬТУРЕ

СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОБРАЗОВАНИЯ

Нуртазина М.Б.

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

+7-701-999-82-59, maral0204@mail.ru

Современный этап развития лингвистики закономерно выдвигает на передний план ориентацию научного знания на комплексное изучение человека, раскрытие его целостной сущности в качестве субъекта интегративных отношений. Языковая личность при учете человеческого фактора характеризуется не только степенью владения языком, но и выбором - социальным, личностным - языковых средств различных уровней.

В содержание языковой личности включаются такие компоненты: 1) ценностные, мировоззренческие компоненты содержания воспитания, т.е. система ценностей или жизненных смыслов. Ведь предпосылкой творчества является известная пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему видению мира. Именно язык обеспечивает первоначальный и глубинный взгляд на мир, образует тот языковой образ мира и иерархию духовных представлений, которые лежат в основе формирования национального характера и реализуются в процессе языкового диалогового общения, когда говорящий как бы становится на позиции слушающего; 2) культурологические, т.к. освоение культуры - эффективное средство повышения интереса к языку. Включение в содержание обучения этого аспекта способствует тому, что студенты, изучая язык, одновременно имеют возможность познакомиться с богатой культурой того или иного народа, ее историей и современным состоянием (ведь любое слово осмысляется в контексте культуры). Привлечение фактов культуры изучаемого языка, связанных с правилами речевого и неречевого поведения, способствует формированию навыков адекватного употребления и эффективности речевого воздействия на партнера по коммуникации для более полного и эмоционального выражения коммуникативного намерения; 3) компонент специализации, проблема отбора содержания обучения коммуникации, специфики развития умений в отдельных видах речевой деятельности, систематизации учебных заданий, организации разнообразных учебных программ; 4) личностный компонент. При переработке информации обучаемый должен выражать к воспринимаемому свое отношение, развивать в себе умения творческой интерпретации извлекаемого содержания для создания речевого высказывания на основе общей целевой установки. В процессе обучения языку нужны такие мыслительные операции, которые привели бы студентов к самостоятельной переработке смысловой информации, что связано, прежде всего, с духовным подходом к слову. В основу обучения должна быть положена прагматическая сторона языка; рассмотрение его и как средства общения, и как совмещение в слове исторического, практического и духовного опыта народа, его мудрости. Коммуникативный принцип обучения языку предполагает также а) учет индивидуально-психологических особенностей обучающегося при ведущей роли его личностного аспекта; б) функциональный подход.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533