|
Conference publicationsAbstractsXXII conferencePurposes of mathematical training of economists at a higher scoolRussia, 414045, Astrakhan, Tatishcheva Str., 20a, Astrakhan state university 1 pp. (accepted)Стратегической целью реализуемой в России реформы высшей школы провозглашено повышение качества высшего образования. В качестве пути достижения данной цели был закреплен законодательно во ФГОС ВПО компетентностный подход, в соответствии с которым целью высшего образования является формирование определенного набора общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста. Следует, однако, заметить, что к настоящему времени значительная часть научно-педагогической общественности пришла к осознанию основной проблемы реализации компетентностного подхода – традиционная форма организации учебного процесса, конструируемая ФГОС ВПО, не соответствует цели учебного процесса, закрепленной в этих же стандартах. Что ни в коей мере не способствует повышению качества подготовки специалистов. По-прежнему актуальна проблема подготовки специалиста к профессиональной деятельности средствами и методами принципиально иной учебной деятельности в высшей школе. Нами разработана концепция профессионально направленной математической подготовки будущих экономистов в высшей школе [1], в основу которой положена идея Н.Ф. Талызиной: при разработке целей обучения конкретному предмету необходимо, прежде всего, выделить основную систему задач, для решения которых готовится обучаемый. В результате анализа квалификационных характеристик экономистов и применения метода экспертных оценок (в качестве экспертов выступили специалисты в области экономики) была определена типология профессиональных задач экономиста, при решении которых требуются математические знания. Затем были разработаны обобщенные методы решения ТПЗ, с помощью которых можно решать любые задачи данного типа независимо от их конкретного содержания. Таким образом, были определены виды деятельности и действия, которыми должен овладеть студент в процессе изучения математических дисциплин. Это позволило сформулировать цель математической подготовки будущих экономистов в высшей школе – формирование обобщенных методов решения типовых профессиональных задач экономиста, решаемых с использованием математических знаний; и разработать методическую систему реализации поставленной цели.
Литература. 1. Байгушева И.А. Профессионально направленная математическая подготовка экономистов в вузе: монография. – Астрахань: Изд.-во АГУ, 2013, 172 стр.
|