Русский
!

Conference publications

Abstracts

XXIII conference

Сравнение как основное выразительное средство в творчестве Е.Н.Прилепина (Захара Прилепина)

Фатыхова Р., Ковальчук О.А.

МАОУ «Гимназия №56», Россия, 426034, г. Ижевск, ул. Удмуртская, д. 230

1 pp. (accepted)

Художественно-изобразительные средства в литературном искусстве давно стали не только «инструментом» создания ярких образов, описаний пейзажей или действий, но и способом отражения творческой индивидуальности писателя: многие из них поражают непривычной для читателя оригинальностью сочетаний образов, простотой и вместе с тем неповторимостью авторской идеи. Именно это определило наш выбор - творчество Захара Прилепина, одного из известных современных писателей, оказалось ярким тому примером. Слово Прилепина емко, веско. Художественная речь его метафорична, образна, насыщена художественно-изобразительными средствами (тропами, синтаксическими фигурами, лексическими средствами). Оригинальные образы, которые значительно усиливают восприятие происходящего, обнаруживают также яркую индивидуальность автора и его героя. Примечательно, что творчество Захара Прилепина в плане исследования художественно-изобразительных средств, в частности роли сравнений в его повестях «Черная обезьяна», «Санькя», сборниках рассказов «Грех» и «Восьмерка», до этого исследования никто не анализировал – в этом безусловная новизна темы.

Действительно, особое место в создании образов героев, в описании действий и пейзажей писатель отдает предпочтение сравнениям. Об этом говорит большое их количество относительно других средств выразительности. Это основной «инструмент» Захара Прилепина в его художественной деятельности. Многообразие сравнений способствует пониманию замысла автора, являются особенностью его литературного языка и стиля, отражает его авторскую манеру и индивидуальность. Качественный состав сравнений поразителен – до 12 разных типов в одном произведении. Количественный состав сравнений во много раз превосходит количество использований других тропов.

Актуальность проделанной нами работы заключается в освоении существующих классификаций сравнений как средств художественной выразительности, проведение самостоятельного системного анализа сравнений по нескольким классификационным категориям, знакомство с произведениями современного писателя, известными не такому широкому кругу читателей, как произведения русской классики, и работа с ними.

Перспективами дальнейшей работы является анализ других произведений Прилепина, живое общение с автором по вопросу: действительно ли сравнение является основным средством художественной выразительности в его произведениях.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533