Русский
!

Conference publications

Abstracts

XXIII conference

Features of academic career of Russian women

Belyaeva G.F., Ermolaeva E.O.

Russia, 119991, Moscow, Leninskie Gory, Lomonosov Moscow State University, Council of MSU Women.

1 pp. (accepted)

Доклад Европейская комиссия (ЕС) «She Figures. Gender in Research and Innovation. Statistics and Indicators» [1] охватывает широкий спектр тем, в том числе: соотношение женщин и мужчин среди руководителей подразделений, профессорско-преподавательского состава (ППC) и аспирантов различных специальностей, а также условия карьерного роста исследователей и педагогов. Сравнение европейских данных и данных периодического статистического издания «Женщины и мужчины России» показывает, что среди профессоров в составе кафедр женщины составляют 1/5 часть в университетах Европейского союза (EU) и 1/3 – в вузах РФ; их доля велика в гуманитарных и социальных науках и наименьшая в физико-математических и технических науках. Известен высокий уровень образованности российских женщин. Доля женщин, занятых в экономике РФ и имеющих высшее (включая послевузовское) образование, от общего числа мужчин и женщин с таким же уровнем образования составляет 56%; девушки составляют 47% от всех обучающихся в аспирантуре. В российских вузах наблюдается классическая картина с участием женщин в руководстве: чем выше уровень принятия решений, тем меньше женщин в управлении. В РФ среди ректоров женщины составляют 13%, проректоров – 31%, деканов факультетов и заведующих кафедрами – 40%. В странах EU женщины занимают 10% ректорских позиций, 16% являются руководителями институтов в системе высшего образования. Для сравнительного анализа успешности академического карьерного продвижения женщин в различных странах предлагается использовать индекс «стеклянного потолка» (Glass Ceiling Index). GCI определяется как отношение доли женщин среди всех мужчин и женщин ППС к доле женщин-профессоров среди всех профессоров, мужчин и женщин [1]. Чем выше значение индекса, т.е. «толще потолок», тем труднее женщине достичь этой высокой позиции. По данным EC среднее значение GCI для стран EU составляет 1.8. По нашим оценкам для России значение GCI равно 1.9 и такое значение индекса можно объяснить, в том числе, общим большим числом женщин в составе российского ППС – 57% против 40% для стран EU. Наблюдаются значительные гендерные диспропорции по должностям и по специальностям в естественнонаучных, гуманитарных и инженерно-технических многопрофильных российских вузах. Академической карьере женщин препятствует не только «стеклянный потолок», но и «материнские стены» (термин EU) или «двойная занятость» (термин РФ) – неравномерное распределение ответственности и большинства обязанностей в семье, где занятость женщин намного выше мужской.

[1] http://ec.europa.eu/research/swafs/index.cfm?pg=library&lib=gender_equality



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533