Русский
!

Conference publications

Abstracts

XXV conference

Interdisciplinarity as source of improvement of quality of education

Gernet N.D., Каbalyants P.S., Lisitskaya E.V., Prodaschuk N.V.

UKRAINIAN ASSOCIATION "WOMEN IN SCIENCE AND EDUCATION", sq.Svoboda, Harkov, , 61077, Ukraine, tel. +38-057-724-10-33, +38-050-302-07-74, E-mail: nadezhdadg@yandex.ru ; naukaint2016@gmail.com

1 pp. (accepted)

Одной из самых важных проблем как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин является проблема поиска методологических идей и подходов в области междисциплинарных исследований. Поэтому актуальным является построение общей фундаментальной части образования таким образом, чтобы гуманитарное и естественнонаучное знание складывалось в единую картину. Методологическую основу рассмотрения всех разноуровневых нелинейных процессов и взаимодействий даёт синергетика. Синергетический подход к повышению качества образования основан на механизмах междисциплинарного взаимодействия максимально разнородных по предмету и методологии, по доминирующим методам познания областей научного знания (гуманитарного и естественнонаучного) и служит важным фактором для создания новых, более сложных когнитивных структур, обладающих новым качеством, что обеспечивает условия эффективного перехода от воспитания к самовоспитанию, от образования к самообразованию, от обучения к самообучению, от развития к саморазвитию

Глобальная цель, определяющая вершину дерева целей системы образования, и цели его нижнего уровня содержат наибольший объём информации о деятельности системы образования (общие цели системы, конкретные средства их реализации). В докладе рассматриваются вопросы использования междисциплинарности для повышения качества образования по отдельной дисциплине. Для определения семейства дисциплин, использование инструментария изучения которых может быть полезно при изучении данной дисциплины, предлагается использовать экспертную процедуру метода анализа иерархий. Вершина иерархии – повышение качества образования по дисциплине. Следующий нижний уровень – интегральная характеристика качества образования. Нижний уровень образуют множество сопутствующих дисциплин. Глобальные приоритеты этих дисциплин, полученные с помощью экспертной процедуры дают возможность выбрать множество базисных дисциплин. Изучение накопленного опыта, эффективности инструментария, используемого при изучении каждой базисной дисциплины, может позволить существенно усилить методологию преподавания рассматриваемой дисциплины, повысить качество образования по ней за счёт активного проникновения разделённых дисциплин друг в друга, взаимного их обогащения.

В заключение доклада рассматриваются особенности использования междисциплинарности для повышения качества образования по дисциплинам кибернетики, информатики, математики, музыки. Особое внимание уделено вопросам взаимосвязи и взаимовлияния математики, музыки и информатики.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533