Русский
!

Conference publications

Abstracts

XV conference

Структура доходов населения и социальная политика

Тарасова Н.А.

Россия 123308 Москва, проспект маршала Жукова

1 pp.

На основе анализа финансирования социальной сферы в ЦЭМИ РАН осуществлялось создание и развитие информационно-аналитической системы НДП («Население, доходы, потребление»). Разработаны методы многоаспектной и многоуровневой – по слоям, группам и типам простых (вместо исходных) семей – структуризации населения, его доходов и потребления с моделированием на базовом периоде (1995-2002гг., затем по 2005г.) как официальных элементов этих структур, так и скрываемых. К последним относятся теневая занятость с теневыми доходами, а также скрытые доходы официально занятых из функциональных слоев трудящихся Т и прочих занятых П, условно именуемых в целом предпринимателями. Далее представляющие самостоятельный интерес результаты макро- и детализированного прогнозирования (2003-2007гг., затем 2006-2010гг.), в том числе по слою S получателей денежных соцтрансфертов VS, использовались и для анализа социальной политики.

Прежние инерционные прогнозы (по 2007г.) показали, в частности, что при росте доли трудовых доходов (VТ) в общих доходах населения V и снижении – предпринимательских (VП), т.е. при некотором приближении общей функциональной структуры доходов населения VТ:VП:VS к свойственной социально ориентированным рыночным экономикам, инерционность развития экономики РФ может укрепить мощные преграды на пути такого развития. Это, прежде всего, рост недопустимой дифференциации населения при усилении тенденции концентрации капитала (т.е. предпринимателей П – в «богатых» децилях) и обратной ситуации с Т. После публикации к концу 2006 г. уточненных данных госстатистики сопоставление уточненных прогнозов с прежними выявило еще и нежелательное принципиальное изменение прогнозной динамики общей функциональной структуры доходов: относительное снижение доли VТ (что при росте численности Т означает реальное уменьшение среднедушевого трудового дохода) и существенное (в разы) постоянное увеличение – доли VП. Последние могут составить к 2010г. уже более трети V при снижении VТ до 56,3%V (вместо повышения сверх 2/3V, что обычно для большинства развитых стран). Доля же важных в России трансфертов VS может упасть до 10,7%V.

В социальном плане вместо прежнего осторожно оптимистического (хоть и с оговорками) прогноза получаем пессимистический – с явным усилением «олигархизации» немногих предпринимателей и обеднением растущего числа трудящихся, что неприемлемо для социального по Конституции государства и требует, вероятно, более серьезных мер, чем удвоение к 2008 г. зарплат (ЗП) бюджетников, вряд ли существенное для низкооплачиваемой части их с учетом инфляции (ведь усредняется ЗП действительно небогатых бюджетников, зависящая от скромных размеров МРОТ, и госчиновников, немалые оклады которых выросли в 2005 г. на 29%, а в 2007 г. – на 37%; кстати, и пенсии госслужащих выше среднего размера почти в 2 раза). Считать низкий уровень средней ЗП определяемым низкой производительностью труда в РФ, как это нередко делается, некорректно даже экономически: еще с 1996 г. наши и другие расчеты показали превышение удельной производительности труда на единицу его оплаты в РФ в 2-3 раза над уровнем развитых стран.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533