Русский
!

Conference publications

Abstracts

XVIII conference

Педагогические концепции становления новой образовательной парадигмы в средней школе

Ерёмин В.С.

394055 г.Воронеж, ул Ворошилова, д 31 "а", кв.59

1 pp. (accepted)

Среди предъявляемых реалиями дня требований к образовательной парадигме обязательного среднего образования можно выделить два наиболее общих: его гуманистическое содержание и компетентностную направленность. Тем самым заявляется необходимость формирования двух, во многом, противоречащих друг другу аксиологических систем выпускника средней школы. Однако, сосуществование в одном человеке означенных противоречивых ценностных систем является предельно органичным с точки зрения ментальности любого творческого человека. Иными словами, содержание новой образовательной парадигмы является предельно жизненной, коррелирующий с содержанием внутреннего мира человека, его мировоззрением. Поэтому проблемы формирования двух антимоничных ценностных систем в процессе обучения молодого человека в средней школе аналогичны проблемам единения двух культур – гуманитарной и естественнонаучной – в процессах становления мировоззрения каждого человека. Отсюда очевидны и педагогические концепции становления новой образовательной парадигмы в средней школе. Это: 1) концепция живого знания, сформированная в рамках логуса русской философской школы всеединства; 2) концепция антропологической педагогики, берущей своё начало в трудах Ушинского, Пирогова, Фёдорова, и 3) концепция синергетического подхода к формированию живого знания на основе непосредственного обращения к аттракторам мировосприятия каждого человека.

Апробация данного триумвирата педагогических концепций на уроках физики и естествознания показало, что процесс становления новой образовательной парадигмы в своей предметной области становится принципиально мировоззренческим, а в своей методологической части – принципиально синергетическим, созвучным процессам онтогенеза живого, включая «живость» знания как такового. При этом синтез двух аксиологичеких систем – гуманистической и компетентностной – происходит на основе новой рациональности, отвечающей требованиям системного восприятия событий материального мира, его холистического восприятия, понимания его сложности и принципиальной познаваемости. Однако, такой синтез возможен только на основе введения в дидактику школьного обучения общих для гуманитарных и компетентностных начал школьного образования многозначных понятий. К таким понятиям относятся: материя, движение, пространство-время, взаимодействие, казуальность мира, представления о законах эволюции, включая космологические представления. Именно эти понятия и составляют, в конечном счёте, фундамент естественнонаучной и технологической компонент мировоззрения человека. На фоне этих же понятий формируется и гуманитарная составляющая мировоззрения человека. И аргументы тому прозрачны.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533