Русский
!

Conference publications

Abstracts

XXI conference

"Introduction to consulting" interfaculty course in Moscow state university

Zelikin N.

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет дополнительного образования (ФДО), Россия, 119992, Москва, Ленинские горы, МГУ, ФДО. Тел. (495) 939-1931, n-zl@sdo.msu.ru

1 pp. (accepted)

МЕЖФАКУЛЬТЕТСКИЙ КУРС «ВВЕДЕНИЕ В БИЗНЕС-КОНСАЛТИНГ»

В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Зеликин Н.В.

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова,

Факультет дополнительного образования (ФДО),

Россия, 119992, Москва, Ленинские горы, МГУ, ФДО.

Тел. (495) 939-1931, n-zl@sdo.msu.ru

Важное место в учебной программе Московского государственного университета заняло направление “межфакультетские учебные курсы”. Успешно завершился первый год осуществления этой важной инициативы руководства МГУ. Не пытаясь найти истоки этой идеи в давно сложившейся практике ведущих западных университетов, можно сказать, что настоятельность такого дополнения основной программы очевидна. Даже беглый анализ общедоступной статистики (см. http://edu.msu.ru/mfk/) показывает популярность курсов у всех категорий учащихся. Помимо того, что посещение курсов МФК является в определенной степени обязательным для будущих специалистов, бакалавров и магистров, их добровольно посещают учащиеся всех уровней подготовки и всех факультетов. На примере курса «Введение в бизнес-консалтинг» (сайт курса http://bc.fdo.msu.ru) факультета дополнительного образования (ФДО) можно показать, насколько важна интеграция базовых учебных дисциплин, а кое-где и просто - заполнение междисциплинарных брешей. Наиболее четко объективную необходимость междисциплинарных программ можно понять, анализируя бизнес-практику, в которую погружаются выпускники российских высших учебных заведений. Личный опыт автора, выпускника физического факультета МГУ, бизнес-консультанта с 13-летним стажем, показывает, что преодоление узости изолированных по факультетам программ оборачивается значительными издержками как для нанимателей, так и для самих молодых специалистов. То, что уже давно стало ясным в бизнесе (лишь интеграция всей цепочки воспроизводства социально-общественных и материально-производственных отношений, включая фазу подготовки специалистов, ведет к прогрессу и эффективности) недостаточно осознано нашими высшими учебными заведениями. На примере подготовки специалистов для бизнеса можно показать, насколько полезна интеграция таких базовых дисциплин, как прикладная математика, теоретическая информатика и теория управления, на базе ведущих факультетов (мехмата, факультета вычислительной математики и кибернетики, экономического факультета). Каждому студенту должна быть предоставлена возможности выбора определенного набора курсов, отвечающего высоким стандартам обучения, с одной стороны, и потребностям реальных предприятий всех форм собственности и видов деятельности. Программа МФК явно демонстрирует наиболее эффективные направления совершенствования учебного процесса, дает богатый материал для анализа и выработки практических шагов. Немаловажно, что оценка бизнесом уровня подготовки выпускников есть один из критериев оценки эффективности университета и его места в рейтинге лучших ВУЗов мира.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533