Русский
!

Presentations

The art of initial teaching at the 21th century

Potapova T.V.

119192 Russia, Moscow, Lomonosov Moscow State University, Belozersky Institute of physico-chemical biology, phone: (495) 9395358, fax: (495) 9393181, e-mail: potapova@belozersky.msu.ru

В XXI веке у человечества на планете Земля есть одна общая задача — поддерживать в масштабах планеты систему собственного жизнеобеспечения в виде достаточного количество кислорода для дыхания, чистой воды для питья и химически приемлемых продуктов питания. Мы все - относимся к биологическому виду Homo sapiens (Человек Разумный) и за наше выживание и поведение отвечает работа мозга. Современная наука утверждает, что все основные представления о себе и окружающем мире формируются у человека в раннем детстве (до 9-10 лет!), пока идет развитие структур и функций мозга и усвоение ребенком речевого общения. Отсюда — необходимость внимания к начальному обучению и специальных усилий по его организации. Еще в XIX веке основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский определил начальное обучение как искусство, дидактикой которого можно наполнить обширные тома, в отличие от обучения взрослых, которое можно свести к простому правилу «знай свой предмет и излагай его понятно».

В рамках специальной образовательной программы «Человек и Природа. Первые шаги» НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ разработана и апробирована система мероприятий, объединяющих усилия ученых, педагогов и родителей с целью грамотного ориентирования по отношению к природе дошкольников и младших школьников: ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. К сожалению, большинство из этих мероприятий оказалось невозможно проводить в условиях пандемии. Что делать? Дети растут и не могут притормозить свое развитие. Остается такой резерв семейного воспитания, как летние каникулы. Радость открытия могут принести детям прогулки в лес или парк и самые разные занятия на обычном садовом участке. Очень важно, чтобы любящие родители, старшие братья и сестры приобщились к искусству начального обучения, помогая младшим детям усвоить с самого раннего возраста представления о космической роли зеленых растений, о взаимной связи всех живых организмов друг с другом, о недопустимости расточительного использования любых ресурсов: природных, культурных, своих собственных, - ради блага нынешних людей и будущих поколений. Обязательная составная часть искусства начального обучения - заинтересованное речевое общение на доступном для детей языке. Полезные советы можно найти в моих книгах [1, 2], в пособиях, рекомендованных Ученым советом НИИ ФХБ [3 - 5], а также в Интернет-ресурсе «Человек и Природа», размещенном в открытом доступе на сайте НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: [https://belozersky.msu.ru/ru/links/chip/].

1. Потапова Т.В. «Исследование природы вместе с детьми». М. Изд-во «Лазурь», 2015.

2. Потапова Т.В. «Сказки бабушки Кислицы». М.: Прогресс-Традиция, 2017.

3. Потапова Т.В. «Человек и Природа. Первые шаги». М. Изд-во МГУ, 2020.

4. Потапова Т.В. , Баль Л.В. , Бойцова Л.Ю. , Петрова Ю.В. , Птушенко В.В. . «Организация и проведение конкурсов исследовательских проектов с участием детей до 10-12 лет в области естествознания. Методические рекомендации». М.: СОЛОН-Пресс, 2020.

5. Потапова Т.В. «Азбука Природы: мечтаем и размышляем вместе с детьми». М. Изд-во МГУ, 2022.

Presentation

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533