English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIII-ая конференция

Как преподавать биологию: биоэтическая пропедевтика сегодня и завтра

Тирас Х.П., Мартынова Е.Б., Егоренков А.И., Судовцов В.Е.

РОССИЯ, 142290, г. Пущино, Московской обл., Проспект Науки, 3 Пущинский государственный университет

1  стр.

Постановка задачи.

Одной из компонент современного медико-биологического образования является «этическую чистоту» образовательного процесса и «этическую безопасность» студента. В практическом плане это предполагает максимальное приближения учебного процесса к практике работы научно-исследовательского института при соблюдении международных биоэтических требований. Поэтому необходимо разрабатывать новые учебно-методические подходы, заменять учебу «по книжке» реальной работой студентов, в том числе на живых моделях, растениях и животных.

Биоэтические коллизия возникают на всех этапах биологического образования: от школы до университета. Действительно, нельзя допустить возможность вивисекции и насилия над животными, но одновременно невозможно воспитать биолога или врача без навыка экспериментальной работы. Естественно, на разных этапах образования есть свои ограничения: надо различать среднюю школу, которая по статусу имеет дело со всеми школьниками и высшую школу, куда идут только те, кто собрались посвятить биологии и медицине всю свою жизнь.

Возникла потребность в разработке последовательной системы биоэтической пропедевтики в средней и высшей школе. Эта система должна обеспечить постепенное вхождение школьников и студентов в биологию и медицину. Учащихся надо оградить от возможных моральных издержек, которые могут возникать в ходе экспериментальной практики, особенно на первых порах, когда отсутствует необходимый опыт работы.

Опыт решения задачи.

Один из возможных путей решения данной задачи реализован в ходе работы факультатива по компьютерной биологии в ПЭСШ РАО и школы-семинара «Физика живого и биоэтика». Ключевым элементом нашего подхода является использование беспозвоночных животных – планарий - в качестве базового биологического объекта. Основным методом работы школьников с планариями - методы компьютерной биологии. В ходе работы школьники приобретают навыки работы с современными компьютерными технологиями создания и анализа изображений биологических объектов: плоских червей - планарий, листьев растений.

В данном проекте участвуют старшеклассники средней школы г. Пущина и учащиеся Украинского медицинского лицея Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца (г. Киев). Особенность этих двух направлений в том, что факультатив работает практически круглый год, а школа-семинар – это разовое мероприятие, когда обучение идет методом «погружения». В недельной школе-семинаре принимают участие как пущинские, так и киевские школьники, что стимулирует обе группы и объединяет их на решение общих задач. Планируется присоединить к этой работе и учащихся из Минска.

Заключение.

Полученный опыт работы позволяет говорить о возможности обеспечения сквозного перехода в биологическом образовании от средней к высшей школе при использовании современных компьютерных технологий и адекватных биологических моделей.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533