![]() ![]() |
Архив публикацийТезисыXIII-ая конференцияИспользование симметрии в оценке экологии окружающей среды в процессе работы с учащимисяРоссия, 414045, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, 22? Тел.: 8(8512)347391 1 стр.Знакомство с симметрией в школе позволяет показать ее возможности для реше-ния различных практических задач. Одна из них – использование симметрии для оцен-ки экологии данного района. Известно, что живые организмы живо реагируют на изменение окружающей сре-ды. Эти изменения нарушают симметрию в строении некоторых органов и их частей. В качестве такого живого организма может быть взят зеленый лист. В Астрахани таким растением является тополь. Воспользовавшись разработанной проф. Т.В. Потаповой методикой оценки каче-ства среды, учащиеся 5-7 классов СОШ № 59 провели свои исследования в районе школы. Для этого была образована группа из 11 школьников. Проблема экологического состояния окружающей среды сводилась к решению последовательности задач. Одна из таких задач состояла в сборе листьев с нижних веток деревьев примерно одного воз-раста и находящихся в похожих условиях (освещенности, влажности и т. п.). Затем проводят измерения по пяти признакам. Учащиеся рассматривают схему морфологиче-ских признаков, используемых в оценке стабильности развития тополя. Результаты ис-следования записывают в специальную таблицу, производят обработку и оформление результатов. Как показал опыт, такая работа вызывает не только интерес у учащихся, но и приучает к аккуратности, целенаправленности, ответственному отношению к сво-ей работе. На этом этапе школьники учатся обрабатывать и интегрировать статистический материал, накопленный в процессе эксперимента, строить полигоны частот, гисто-граммы, вариационные ряды и определять для них различные выборки. Результаты сравниваются со шкалой стабильности развития тополя. Для выбранного участка она равна 0,051 и соответствует 4 баллам, т. е. состоянию, близкому к критическому. Проделав эту работу, ученики пишут отчет о своем исследовании, а затем знако-мят с полученными результатами учащихся, родителей, учителей, общественность, вы-ступают на городских и областных научных конференциях учащихся. В процессе выполнения работы учащиеся приобретают умения обобщать, делать выводы, предвидеть, планировать и проводить эксперимент, оценивать опытные дан-ные, математически обрабатывать результаты исследования, выделять существенное из рассматриваемого, видеть новое в ранее известном, работать с книгой и другие, свиде-тельствующие о развитии их творческого потенциала. Работа над темой, занявшей зна-чительный промежуток времени, поддерживала познавательную активность учащихся в процессе исследования окружающего мира. |