![]() ![]() |
Архив публикацийТезисыXIII-ая конференцияО курсе математики для гуманитариев450112, г. Уфа, ул. Первомайская 44а, МГОПУ им. М.А. Шолохова 1 стр.Курс математики для гуманитариев состоит из двух компонентов: элементарной математики и высшей математики. С одной стороны, он не должен копировать курс высшей математики для технических специальностей, а с другой ─ не должен сводиться только к повторению школьного курса. Содержание курса математики для гуманитарных факультетов высших учебных заведений необходимо строить с учетом межпредметных связей математики с дисциплинами общих гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных циклов. Проектирование курса должно проводиться так, чтобы у студентов сложилось целостное представление: - об основных этапах становления современной математики; - об основных математических понятиях и методах, используемых в профилирующих дисциплинах; - о роли и месте математики в различных сферах человеческой деятельности. Математику следует рассматривать как важнейшую составляющую качественной подготовки будущего специалиста-гуманитария. Обусловлено это тем, что математика является не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но также и неотъемлемым элементом общей культуры. В содержании курса выделяются следующие аспекты: образный, логический, вычислительный, прикладной. Для гуманитариев наиболее важен первый из них - образный, и на него должно опираться все изучение математики (И.Л. Прошлецова, Н.Х. Розов, Е.В. Шикин и др.). Он способствует развитию ассоциативного мышления и помогает почувствовать целостность изучаемых объектов. Особое внимание при развитии логического мышления необходимо обратить на активное овладение гуманитариями лексикой, синтаксисом, семантикой и прагматикой математического языка, а вычислительный аспект у гуманитариев отходит на второй план. И поскольку традиционные методы преподавания математики ориентированы, главным образом, на технические приложения, то необходимо переориентировать курс математики на прикладные гуманитарные задачи. |