English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVI-ая конференция

Прогнозы в системе НДП ("Население, доходы, потребление")

Тарасова Н.А., Васильева И.А

Россия, 123308, г. Москва, пр-кт маршала Жукова, 16, корп. 1, кв. 401, Тел.: (499)946-36-30,

(принято к публикации)

ПРОГНОЗЫ В СИСТЕМЕ НДП («НАСЕЛЕНИЕ, ДОХОДЫ, ПОТРЕБЛЕНИЕ»)

Н.А. Тарасова, И.А. Васильева

Центральный экономико-математический институт РАН

Россия, 123308, г. Москва, пр-кт маршала Жукова, 16, корп. 1, кв. 401,

Тел.: (499)946-36-30,

E-mail: tarasovan2008@Yandex.ru

Обеспечению достоверности процесса получения итоговых результатов уделяется особое внимание в комплексной системе НДП («Население, доходы, потребление»), используемой в качестве инструментария для анализа и реальной оценки параметров социальной политики и созданной на основе анализа финансирования социальной сферы России, понимаемого в широком смысле как покрытие затрат на потребительские товары и социальные услуги из всех источников. Были разработаны методы многоаспектной структуризации населения, его доходов и потребления от макроэкономического уровня до типов семей на микроуровне. Из официальной оплаты труда выделяется единый социальный налог (ЕСН) как основной источник социальных выплат. Далее включается бюджетный процесс, в частности, взимание налога на доходы физических лиц (НДФЛ) по официальным частям активных доходов. В итоге на макроэкономическом уровне системы НДП рассчитываются общие и среднедушевые показатели общих, функциональных и чистых доходов населения (официальных и скрываемых) и его потребления с учетом текущих сбережений. После публикации Росстатом к концу 2006 г. уточненных данных госстатистики(с пересчетом и досчетом по итогам переписи 2002г.), статистическая база исследования была модернизирована и расширена с 1995г. по 2005г., когда у реально растущих после кризиса 1998 г. (с лагом в 1-2 года) чистых доходов, НДФЛ и потребления населения уровень 1995г. был превышен в 1,5–2 раза; не достигли его лишь сбережения, обеспечивавшие потребление населения в период кризиса. Сверхвысокое неравенство доходов населения поддерживается плоской шкалой НДФЛ. Рост его налогооблагаемой базы, определяемой официальными доходами занятых, некорректно объяснять именно вводом такой шкалы с 2001г. - этому противоречит выявленный нами одновременный подобный же рост и скрываемых доходов. Вообще ввод этой 13%-й шкалы не оправдал надежд властей на его резкий рост. Ежегодный реальный рост не только в 2001-2002гг., но и в 2000г. составлял примерно 1/5, к 2005г. упав вдвое, а доля НДФЛ в активных официальных доходах выросла с 2000г. за 5 лет вдвое меньше, чем за 5 лет до того.

После уточнения данных госстатистики прогнозный период составил 2006-2010гг. и, как уже отмечено ранее, выявил нежелательное принципиальное изменение прогнозной динамики общей функциональной структуры доходов населения: относительное снижение (вместо повышения сверх 2/3, что обычно для большинства развитых стран) доли трудовых доходов (и это - при росте численности трудящихся) и существенный постоянный рост доли предпринимательских доходов, которая может составить к 2010г. уже более трети – и все это даже без учета возможной недооценки ее. Доля же социальных выплат, важных для основной массы населения РФ, может упасть до 10,7%. При этом на макроуровне сохраняется концентрация трудящихся в младших децилях, а предпринимателей – в старших, т.е. продолжается процесс обеднения трудящихся и «олигархизации» высокодоходных предпринимателей. В то же время выявляется положительная тенденция снижения степени сокрытия трудовых и предпринимательских доходов к 2010 г. на 8-11%.

Для определении результирующего потребления населения учитываются пригодные для анализа и прогноза рассчитанные оценки потребительского (денежного) ущерба населения от коммерциализации социальной сферы. При этом оценки ущерба населения от реформ ЖКХ, в 2001г. сопоставимые с размером оплаты ЖКУ, к 2005г. превышают его примерно в 9 раз, а к 2010г., при инерционном развитии, – в 25 раз.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533