English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVI-ая конференция

Возможность и основные аспекты перехода от традиционной к индивидуальной системе образования

Гудзовский А.А., Кузьмин А.В., Петрова С.Ю.

НовГУ, Россия, 173003, Великий Новгород, Б. Санкт-Петербургская ул., 41, andreivk@gmail.com

1  стр. (принято к публикации)

В ряде работ описываются перспективы внедрения системы индивидуального подхода к высшему образованию. В то же время сейчас повсеместно используется традиционная система образования. Осуществить единовременный перевод ВУЗов на новую систему образования невозможно. Это связано со значительными различиями данных систем при реализации с практической точки зрения, кроме этого, возникает ряд организационных вопросов. Соответственно возникает задача организации постепенного перевода ВУЗов на новую систему. В обоих случаях образовательный процесс должен соответствовать Государственному образовательному стандарту, содержащему примерный учебный план, на основе которого разрабатываются учебные планы образовательных учреждений.

В настоящее время для каждой специальности в ВУЗе на основе Учебного стандарта составляется один общий учебный план для всех студентов, без учета их индивидуальных потребностей и способностей. В то же время в учебном плане образовательного учреждения возможны различные варианты распределения дисциплин по семестрам и имеется набор дисциплин изучаемых по выбору, а также факультативных дисциплин. Это позволяет составлять индивидуальные учебные планы для каждого студента с учетом его успеваемости и персональных интересов.

В работе рассматривается система управления учебным процессом, в рамках которой можно осуществить переход от традиционной системы образования к системе индивидуального образования. Она должна являться обобщением этих двух, казалось бы, различных систем образования. Основную роль в реализации учебного процесса играет учебный план. Главные различия между двумя системами состоят в построении учебных планов на основе Стандарта:

- персональный учебный план закреплен за отдельно взятым студентом, в то время как традиционный учебный план – за группой;

- дисциплины, которые в стандарте указаны, как дисциплины по выбору, в традиционном учебном плане на практике являются фиксированными;

- в традиционном учебном плане изучение дисциплин жестко зафиксировано по семестрам, в то время как в индивидуальном плане распределение варьируется.

Таким образом, традиционный учебный план можно рассматривать, как индивидуальный, обобщенный для студентов группы, а также с предварительно зафиксированным набором изучаемых дисциплин и временем их изучения.

Таким образом, возможно моделирование подсистемы совместного ведения индивидуальных и традиционных учебных планов.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533