English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVI-ая конференция

Краеведение как знание и деятельность

Григолец Т.Н., Краснопольская Л.Н.1

Кировская средняя общеобразовательная школа Мучкапского р-на Тамбовской обл.

1Кафедра истории и философии науки Института философии РАН

2  стр. (принято к публикации)

Краеведение как область знания носит интегративный характер, соединяя в себе сведения по географии, истории, искусствоведению, истории литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения рассматриваются по отношению к одной местности. Особенность (и сила!) краеведения в том, что оно уделяет особое внимание изучению судеб отдельных людей, оценивает значительность событий, памятников культуры, красоту ландшафтов этой местности.

Краеведение как деятельность требует не только специальных знаний, но и приучает людей, особенно молодых, интересоваться всем этим, работать в музеях, библиотеках, консультироваться со специалистами, много читать. В создании и восприятии краеведения могут участвовать не только учёные, но и широкий круг людей, начиная с достаточно раннего возраста. В этом ещё одна исключительная особенность краеведения, которую авторы активно используют в своей повседневной работе. Участие людей всех возрастов в собирании краеведческого материала имеет само по себе огромнейшее воспитательное значение, является по своей сути одной из акций патриотического характера. Краеведение может стать основой для объединения людей вокруг определенных тем или занятий, «добрососедства», по выражению Д.С. Лихачева, с историей, культурой и природой. Оно учит людей не только любить «свои места», но и любить знание о «своих» (и не только «своих») местах. Собирание и хранение памяти о прошлом родного края, дает возможность человеку ощущать себя в истории, понимать свое, пусть очень скромное, значение в современной жизни. Этот материал придает конкретной местности историзм, открывает в её прошлом что-то совершенно новое, преобразует уже известное знание о ней. Если уделять серьезное внимание краеведению в школе, вводить курсы региональной истории на первом курсе в вузах, то впечатления прошлого ненавязчиво и ненастойчиво входят в духовный мир человека, человек учится уважать предков и помнить о том, что эта память в свою очередь нужна для его потомков. Иными словами, в человеке формируется чувство нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего.

Краеведение как явление культуры замечательно тем, что оно уже в школе позволяет теснейшим образом связать гуманитарное и естественнонаучное образование, показать, что экология как наука и как деятельность не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей нас природной среды. Человек живет также и в культурной среде, созданной его предками и им самим. Сохранение культурной среды не менее важно, чем сохранение природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда необходима для его духовной жизни. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.

Итак, особенности краеведения как области знания создают его огромный «воспитывающий» потенциал, поэтому как наука и деятельность оно должно занимать достойное место в школе и на всех других уровнях образования.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533