English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVII-ая конференция

Исследовательская компонента университетов как определяющий фактор реформирования механизма финансирования высшего образования РФ

Мараева М.Д.

Государственный университет - Высшая школа экономики Санкт-Петербургский филиал, Ф-т экономики, Россия, 190008, г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д.16, Тел. +79627167756, E-mail: masancho@rambler.ru

1  стр. (принято к публикации)

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. В настоящее время одним из ключевых условий обеспечения эффективности образовательной политики государства в России является комплексная модернизация экономических механизмов сферы образования, что особенно актуально в условиях кризиса.

Данная работа посвящена изучению системы финансирования высшего профессионального образования в условиях перехода к нормативному подушевому финансированию.

Анализируя существующий механизм финансирования системы образования, можно сделать вывод о том, что при планировании объема бюджетного финансирования учреждений высшего профессионального образования применяется нормативный метод, однако состав норм и порядок их применения не отвечает требованиям Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в части перехода к финансированию вузов на основе дифференцированных нормативов, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ.

В ответ на неэффективность сметного метода оценки расходных потребностей родилась идея нормативного подушевого финансирования. Нормативное подушевое финансирование предполагает расчет объемов финансирования вузов исходя из утвержденного норматива затрат на обучение одного студента и численности студентов либо иных числовых параметров характеризующих валовые объемы деятельности вуза.

По нашему мнению, норматив бюджетного финансирования напрямую зависит от инновационной составляющей вуза, он должен быть дифференцирован в зависимости от научной компоненты в деятельности вуза. Данный подход позволит качественно повысить уровень современного образования и сделать его конкурентоспособным. Вузы с высокой долей НИР будут иметь конкурентное преимущество на рынке образовательных услуг, а, следовательно, и больший объем финансирования.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533