English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVII-ая конференция

Манифест читателя

Бельтюков А.П., Маслов С.Г.

Россия, 426034 г. Ижевск, Университетская, корп.6, ком. 312,Удмуртский государственный университет, тел. (3412)-916068,

1  стр. (принято к публикации)

Глядя на неуклюжие эклектические попытки наших «хронофагов» приспособить новые информационные технологии к старомодным московским требованиям образовательных стандартов и нормативов «ЛАТАКРа» («лицензирования-аттестации-аккредитации») учебных заведений, «приходят в голову следующие мысли» (здесь намеренно допущена типичная для наших студентов ошибка в русском языке: по всей видимости, «мысли» всё же никуда не «глядели» - «глядели» сами авторы).

1. Обеспечение студентов горами макулатуры, состоящими из бумажных томов литературы, когда «на дворе 21-й век» и можно иметь ту же литературу на «электрон-ных» («цифровых») носителях, - явный анахронизм.

2. То, что требование раз в 5 лет обновлять учебную литературу достаточно эффективно для «бумажных» книгоиздателей, не вызывает никакого сомнения: их при-быль при выполнении этого требования будет оставаться на высоком уровне. Очевидно и то, что эта «эффективность» не имеет прямого отношения к эффективности учебного процесса.

3. Предлагается всем учебным заведениям «поголовно» перейти на обеспечение литературой в электронном виде. Перейти от «бумагохранилищ» к библиотечным датацентрам. При этом все обучаемые должны быть естественно обеспечены средствами доступа к этой литературе. К слову, миллион томов по 500 страниц чистого текста занимают один терабайтный «винчестер», который теперь уже помещается в кармане.

4. Естественно, при таком подходе требуется реорганизация института «прав на копирование», сейчас лишь защищающего права издателей, но не авторов и читателей.

5. Разумеется, бумажные учебники следует также перевести в «цифровую» форму, урегулировав соответствующим образом авторские и издательско-технические отчисления (автору и издателям в соответствии с долей ответственностью за качество издания). Для разных видов литературы следует чётко определить критерии обновления.

6. При переходе на электронные книги можно пойти на поставку учебной литературы «по подписке». Такие «книги» являются «живыми»: для них непрерывно выходят обновления, автоматически «инсталлируемые» «читалками» через информационные сети. Такая книга из книги-предмета превращается в книгу-услугу.

7. Электронная книга становится средством коммуникации автора и читателя (критика, соавтора), становится распределено-сетевой, интерактивной и динамической, средством поддержки индивидуальной и коллективной конструктивной деятельности. Она действительно становится «Живой Книгой» или «Книгой Жизни».



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533