|
Архив публикацийТезисыXVII-ая конференцияО синергетической познавательной модели в курсах математического моделированияУниверситетская пл., д.1, ВГУ, Воронеж, 394006, Россия 1 стр. (принято к публикации)Значительный резонанс нелинейной науки в культуре и общественном сознании связан не только с добыванием новых знаний, но и с тем, что в нелинейной науке (синергетике) формируется новая познавательная модель. Под познавательной моделью (ПМ) мы понимаем совокупность приемов и утверждений, через которые в данном сообществе принято объяснять (к ним сводить, ими моделировать) все основные факты и понятия. Термин ПМ был введен А.П. Огурцовым в 1980 году и в последствие развит в работах Ю.В. Чайковского, которым были сформулированы одна донаучная и шесть научных ПМ [1]. В конце двадцатого века возникла синергетика или нелинейная динамика, в ее рамках было сделано ряд важных открытий, появились новые объекты и новые понятия. Были осознаны ограничения на описание будущего и апробированы продуктивные идеи самоорганизации и выделения параметров порядка. Достижения последних десятилетий дают новый взгляд на развитие науки и ее возможность описать явления природы и общественные феномены. Это относится не только к содержанию, но и к рождению на основе математического моделирования нового трансдисциплинарного или мультидисциплинарного метаязыка горизонтальных связей разных наук, что дает надежду на преодоление фрагментарности в восприятии мира и формирование целостности знания. Следуя В.Г. Буданову [2] можно сказать, что трансдисциплинарность проявляется в синергетике в разных ипостасях: как согласование языков смежных и не обязательно близких дисциплин, как эвристическая гипотеза, аналогия, как организованная форма взаимодействия многих дисциплин для понимания феноменов сложных систем, как самоорганизующаяся коммуникация. Курсы «Математическое моделирование в естественных и гуманитарных науках», «Концепции современного естествознания», «Элементы математического моделирования», читаемые в ВГУ построены с учетом всех этих проявлений и заключенных в них познавательных возможностей.
Литература. 1. Чайковский Ю.В. О познавательных моделях // Исследования по математической биологии: Сб. науч. тр., посвященных памяти А.Д. Базыкина. – Пущино, 1996. – С. 170 -185. 2. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное образование в XXI веке: проблемы становления // Будущее России в зеркале синергетики – М.: КомКнига, 2006. – С. 169 –179. |