English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVII-ая конференция

Роль экологического образования в формировании мировоззрения устойчивого развития общества

Горошко С.А.

Кубанский социально-экономический институт, Инженерный ф-т, каф. инженерно-технологических дисциплин, организации и управления деятельностью по предупреждению чрезвычайных ситуаций на предприятиях нефтегазового комплекса, Россия, 350000, г. Краснодар, ул. Камвольная 3/1, Тел. 8-918-256-99-77, E-mail: goroshkosv@yandex.ru

1  стр. (принято к публикации)

К настоящему времени ясно обозначились три новые тенденции в развитии человечества: 1) создание глобального информационного пространства; 2) формирование и переход к концепции Устойчивого развития; 3) формирование новой общечеловеческой ценности – сохранение экологического качества среды Жизни.

Российская педагогика учитывает эти мировые тенденции на уроне стратегии научных исследований и в практике внедрения полученных результатов в учебно-воспитательный процесс.

Современная экология как наука представляет собой набор разнообразных учений и дисциплин: наука о природных экосистемах, биогеохимия, охрана окружающей среды, социальная экология, экология человека и др. Назрела необходимость разработки и введения в учебные программы высшей школы интегрального курса экологии, который скрепил бы в единое целое все ее разнородные направления.

Что же должно быть положено в основу такого курса? Главным предметом изучения экологии во всех ее модификациях является система и в этом смысле всякая экология носит системный характер. Но классификация экосистем по тем или иным критериям (энергетическим, информационным, биологическим и др.) и выявление оптимальных режимов их функционирования оставляют чувство незавершенности из-за отсутствия анализа самой главной и самой общей системы - цельной картины мира. По-видимому, именно формирование цельной картины мира может стать основой, связывающей отдельные ее части и направления. Современная наука, к сожалению, не располагает общепринятой единой системой мира - системой систем.

Нельзя решить задачу оптимизации частной экосистемы, если не поняты законы общей системы, в которую входит звеном эта экосистема. Материалистические и идеалистические картины мира, принятые современной наукой, недостаточно полны. По нашему мнению, предпосылки той теории, которую можно было бы назвать наукой об оптимизации "системы систем" и одновременно идеологией экологического выживания человечества лежат в учении о всеединстве русских космистов. Всеединство позволяет экологу видеть все обратные связи человеческой деятельности и более точно решить задачу оптимизации конкретной экосистемы. В то же время оно охватывает и систему нравственно-гуманистических ценностей и, рисуя предельно широкую картину мира, систему человек-общество-природа-космос, превращается во всеобщее учение о гармонии бытия.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533