English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVII-ая конференция

Обучение школьников использованию метода установления закономерностей при решении задач по математике

Аммосова Н.В., Коваленко Б.Б.

Астраханский государственный университет, Россия, 414056, ул. Татищева, 20а, Тел.: 8(8512)610883, факс: 8(8512)251718, Е-mail: n_ammosova@mail.ru

1  стр. (принято к публикации)

Как известно, решение задач часто сводится к применению определенного метода, и чем большее количество методов освоил учащийся, тем успешнее происходит его работа над поиском решения той или иной задачи. Отсюда вытекает целесообразность ознакомления учащихся с различными методами решения задач.

Нередко решение задачи можно найти, если установить закономерность, которому подчиняется процесс, описанный в условии задачи. Поэтому возникает необходимость обучать школьников методу установления закономерностей. Поскольку без осознания самого процесса рефлексии она происходит вяло и вслепую, то с целью активного рефлексирования учащихся следует, очевидно, обращать их внимание на тот метод, применению которого планируем обучить, т. е. обучением использования какого-либо метода надо специально заниматься.

В качестве составляющих метода установления закономерностей какого-либо процесса можно назвать:

- наблюдение за процессом,

- установление его сущности,

- членение процесса на части,

- выделение изменений при переходе от одной части процесса к другой (что определяет соответствующие изменения при переходе от одного шага решения задачи к другому),

- их фиксация (например, запись в виде символьного требования),

- обобщение наблюдений,

- вывод, за которым следует решение рассматриваемой задачи, а также других задач этого типа.

Заметим, что этот метод применим к решению разных задач. Разница лишь в том, что по отношению к задачам другого типа рассматриваемый метод приводит к установлению другой закономерности.

Аналогично к совокупностям составляющих можно свести и другие методы решения задач.

Практика показывает, что овладение учащимися методом установления закономерностей облегчает им процесс нахождения решений многих задач, в том числе, и задач ЕГЭ.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533