English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVII-ая конференция

Формирование компетенций: педагог глазами учащихся

Борисова Е.В., Блохина И.В.

Россия, 170026, Тверь, наб. Афанасия Никитина, 22, тел. (4822) 52-15-10, e-mail: elenborisov@mail.ru

1  стр. (принято к публикации)

Внедрение компетентностного подхода в образовании не может быть успешным без разработки научно-методической базы в области мониторинга и оценки формирования компетенций. Задача формирования компетенций предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса. Принципиально образовательная технология формирования компетенций представляет собой либо компетентностно ориентированное задание, либо проективный метод формализованных образовательных ситуаций, в которых учащиеся ставят и/или достигают некоторые цели. Именно, для достижения поставленных целей, учащийся и нуждается в определенной информации, которую он получает либо из внутренних источников (собственные знания), либо из внешних, в частности, от педагога. Успешное выполнение системой образования своих функций по подготовке компетентных специалистов не в последнюю очередь определяется качеством педагогических кадров. Современному образованию, ориентированному на формирование компетенций специалиста, необходимы преподаватели, владеющие компетентностными методами.

Общее количество компетенций велико, все вместе они образуют иерархическую систему, на верхнем уровне которой достаточно выделить следующие их типы: исследовательские, мыслительные, речевые, ценностно-смысловые, общекультурные. В целях мониторинга качества образования можно использовать три группы показателей по значениям, которых возможно оценить приверженность учебных подразделений и педагогов к развитию компетенций учащихся. В частности, анализ УМК отдельных дисциплин позволяет оценить ожидаемые компетенции (индекс ОК) заложенные в учебные планы. Изучение деятельности педагогов по развитию компетенций во время проведения учебных занятий, например, на основе анкетирования учащихся, определяет формируемые компетенции (индекс ФК). Измерение компетентностных достижений самих обучаемых - самая сложная и недостаточно формализуемая задача, однако существующие методы дают возможность измерить наличие и уровень ключевых компетенций и получить их спектр, присущих учащемуся (индекс ПК).

Проведено исследование компетентностной деятельности преподавателей, в рамках которого рассмотрено академическое занятие (лекция, семинар, лабораторный практикум) в зеркале формирования компетенций с точки зрения восприятия его обучаемыми с применением методики анкетирования [1]. Используемая методика дает инструмент оценки деятельности педагога по развитию компетенций на проводимых им занятиях в разных возрастных группах и формах обучения. При обработке анкет дисциплины группировались по блокам учебного плана: (ЕН) - естественнонаучные; (ОП) – общепрофессиональные; (ГСЭ) – гуманитарно-социально-экокномические; (СД) – специальные дисциплины. Оценка деятельности педагога по развитию каждого, из выделенных типов компетенций проводится специальным объединением пунктов анкеты, числовое значение обобщенных показателей есть относительная доля реализованных в процессе занятия пунктов шкалы, чем ближе оно к единице, тем выше реализация компетентностного подхода данного педагога.

Результаты обработки анкет позволяют получить количественные данные для реализации процедур управления образовательным процессом, разработать конкретные рекомендации по его улучшению и оптимизации. Повышению компетентностного уровня педагогических кадров должно способствовать внедрение инновационных методов и технологий обучения, формирование расширенного индивидуального спектра компетенций, владение современными формами, методами и средствами обучения, использование в обучающих методиках основ психологии.

Литература

1. Севрук А.И., Максимова С.Е. Мониторинг академических компетенций: процессный подход, http://vuz.exponenta.ru/PDF/FOTO/kaz/Articles/sevruk.pdf



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533