|
Архив публикацийТезисыXVII-ая конференцияО формировании исследовательской самостоятельности школьников профильных классов средствами элективных курсов по математикеЮжный математический институт Владикавказского научного центра РАН Россия, 362027, г.Владикавказ, ул. Маркуса, 22, Тел. (8672) 54-75-30, e-mail: ootumi@yandex.ru 1 стр. (принято к публикации)Выполнение исследовательской деятельности соответствует высокому уровню познавательной самостоятельности – исследовательскому и способствует самостоятельному познанию школьником закономерностей, процессов и явлений окружающего мира. Под исследовательским уровнем познавательной самостоятельности мы понимаем соответствующий уровень сформированности всех компонентов познавательной самостоятельности: мотивационного, содержательно-операционного и волевого. В качестве средства формирования исследовательского уровня познавательной самостоятельности школьников рассматривается элективный курс по математике для профильных классов экономической направленности «Математическое моделирование – школьникам. Линейные модели» [1]. Модельный подход в обучении решению прикладных задач линейного программирования с двумя и тремя переменными, позволяет углубить знания школьников в области приложений математики в экономике и развить представления о математическом моделировании при постановке, анализе и решении реальных экономических задач. Основным видом познавательной деятельности школьника, способствующей формированию исследовательской самостоятельности, мы считаем деятельность школьника по моделированию субъективно новых задач линейного программирования на основе имеющихся у него реальных данных, полученных в ходе самостоятельной работы с разными источниками информации в разных сферах человеческой деятельности. В ходе погружения в суть проблемной ситуации школьник строит сначала очень огрубленную модель с малым числом ограничений и переменных доводит ее до менее огрубленной с большим числом ограничений и переменных, выстраивая иерархию линейных оптимизационных моделей и развивая при этом исследовательские умения – умение обследовать объект моделирования, поставить задачу моделирования, формализовать ее, выполнить внутримодельное решение, проверить адекватность модели и провести качественный и количественный анализ результатов моделирования.
Литература. 1. Абатурова В.С. Математическое моделирование школьникам 1. Линейные модели: Учебное пособие / Институт прикладной математики и информатики. – Владикавказ: Владикавказский научный центр РАН и РСО-А, 2007. 112 с. |