English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVII-ая конференция

Проект формирования нового качества образования в Удмуртии

Солодова Е.А., Харитонова В.А.1

Военная академия Ракетных Войск стратегического назначения имени Петра Великого, Россия, г. Москва, Тел.: (495)338-32-23, e-mail: esolodova@rambler.ru

1Федеральная экспериментальная площадка гимназия №56 г. Ижевск, Россия, e-mail: alex-alipa@yahoo.com

1  стр. (принято к публикации)

Президентская инициатива «Наша новая школа» предполагает развитие содержания школьного образования, продиктованного современными реалиями экономического и социального развития российского общества.

Содержание образования регламентируется государственным стандартом и закрепляется в образовательной программе. Обратим внимание на то, что государственный образовательный стандарт регламентирует содержание основного школьного образования, т.е. образовательного процесса, осуществляемого в учебное время. В то же время, в инновационных школах функционирует и система дополнительного образования, не регламентируемая стандартом и часто не учитываемая при создании образовательных программ.

Педагогический коллектив гимназии №56 г. Ижевска еще в 90-е годы прошлого века, проанализировав проблему отчуждения содержания образования от субъекта образовательной деятельности, пришёл к выводу о необходимости взаимодействия основного и дополнительного образования. Действительно, дополнительное образование способно преодолеть это отчуждение, приобретая значение не механической надстройки базового образования, а постоянно расширяющегося образовательного пространства для удовлетворения и реализации индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей обучающихся. Результат такого взаимодействия рассматривается как самоорганизующаяся целостность, воплощённая в интегрированной образовательной программе, объединяющей содержание основного общего и дополнительного образования.

Возникновение таких образовательных программ связано с инициативой самих субъектов образовательного процесса: учителей, родителей, учащихся, администрации. Это увеличивает число субъектов образовательного процесса, позволяет учитывать разнообразие их образовательных и социально-адаптационных потребностей, распространяет ответственность за качество образования не только на образовательное учреждение, но и на каждого субъекта образовательной деятельности и на общество в целом. Совокупность этих факторов позволяет выйти на новое качество в содержании образования.

Одной из эффективных форм активного участия в изменении содержания образования является оформление родителями социального заказа как проекта будущей образовательной программы. В гимназии №56 г. Ижевска накоплен более чем десятилетний опыт реализации родительских образовательных заказов.

Сегодня педагоги гимназии осуществляют передачу идеи своего опыта педагогам Республики в рамках деятельности опорной школы Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики (ИПК и ПРО УР). Кроме того, гимназия является соисполнителем проекта «Разработка и апробация модели многовекторной системы непрерывного образования (повышения квалификации) директоров школ в системе общего образования Российской Федерации с использованием модульных программ» реализуемого ИПК и ПРО, по направлению «Инновационный менеджмент в управлении школой» для руководителей образовательных учреждений Республики. В ходе дискуссии был оформлен сетевой проект «Будущее в настоящем», который практически реализует основные направления президентской инициативы.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533