English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVII-ая конференция

От традиционного преподавания литературы в школе К инновационным формам

Смирнова Л.А.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5», Россия, 141092, Московская область, г. Юбилейный, ул. Соколова, д.3, (495)5152580, E-mail: liliya101162@rambler.ru

1  стр. (принято к публикации)

В условиях динамично меняющегося мира школьный учитель литературы не может быть ориентирован только на традиционную систему образования. К процессу обучения предъявляются новые требования времени, и, как следствие, появляются новые модели уроков с привлечением инновационных технологий [1]. Все знают, что “устами младенцев глаголет истина”. Спросим у 5В класса, какой урок в карусели ежедневных занятий они ценят больше всего? Услышим дружный хор голосов: “Синергетический семинар!”.

С терминами синергетики юные школьники знакомы со второго класса. В начале нового учебного года состоялся урок-семинар “Введение в синергетику”, на котором пятиклассники вспомнили понятия: “самоорганизация”, “порядок и хаос”, “бифуркация”, “система”, “модель” и др. Разговор продолжился в Москве, в доме-музее известного художника, где прошло выездное заседание филологической лаборатории на тему “Сказки в произведениях В.М. Васнецова”. Знакомый ученикам с четвёртого класса древнерусский текст, написанный кириллицей на камне (“Витязь на распутье”, 1882), обогатился беседой экскурсовода музея о картинах 1900-х годов: “Царевна-Несмеяна”, “Царевна-лягушка”, “Ковёр-самолёт”, “Баба-Яга”, “Спящая царевна”, “Сивка-Бурка”, “Кащей-Бессмертный”, названных художником “Поэмой семи сказок”. С преподавателем литературы пятиклассники вспомнили жанры сказок, роль постоянных эпитетов (“молодец добрый”, “трава шёлковая, “луга зелёные”), устойчивых выражений (“Конь бежит–земля дрожит”). Сообщения учеников “Происхождение русской нации” и “Чудеса в русских сказках” дополнились компьютерным анализом алгоритма сражения со Змеем Горынычем.

Выездное занятие получилось многообразным и по форме, и по содержанию. “Живые слова” экскурсовода и преподавателей, живописные полотна В.М. Васнецова, архитектура, интерьер дома Древней Руси и цифровые образовательные ресурсы создали уникальную атмосферу восприятия новой информации и подарили всем праздник. Сейчас уже можно утверждать, что традиции школьного урока как структуры прошлого размываются инновационными формами структуры будущего, образуя систему нелинейных уроков, способствующих целостному восприятию учащимися общей картины мира [2]. И только система опережающего образования, опирающаяся на идеи науки о самоорганизации с применением информационных и коммуникационных технологий, сможет повысить эффективность обучения и вернуть школьному образованию целостность, синергию и динамику.

Литература

1. Солодова Е.А. Проект формирования общероссийской образовательной среды. Материалы Международной междисциплинарной научной конференции (часть 2), 16-18 апреля 2009 г., Тверь.

2. Евин И.А. Искусство и синергетика. Изд.2, перераб. и доп. 2009.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533