English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVII-ая конференция

Некоторые условия и причины формирования и развития экстроардинарных способностей людей

Волобуева М.Н., Попель Л.В.

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия №5", Россия, 141092, г. Юбилейный, ул. Соколова, д. 3, Тел.: (495) 515-54-93, E-mail: Mosvolo@yandex.ru

2  стр. (принято к публикации)

Современный человек должен обладать способностью «воспринимать, отслеживать и обрабатывать огромное количество информации». Но, несмотря на имеющийся прогресс в педагогике и генетике, биофизики и биохимии, нейробиологи и медицине, наука не владеет методами воспроизводства гениальности, в то время как в XXI веке значимость одаренных людей беспрерывно растёт. Поэтому сейчас представляет интерес рассмотрение некоторых аспектов формирования одаренности.

Многие известные ученые (такие, как Чезаре Ломброзо, Карл Юнг, Эуген Блейлер, Колупаева Г.П., Клюжева В.М., Лакосяна Н.Д.), проводившие множество социологических и физиологических исследований феномена гениальности, придерживаются мнения, что гениальность – это отклонение от нормы, сопровождающееся психическими расстройствами. Тем не менее, нам представляется интересным рассмотреть процесс становления одаренной личности, изучить условия, дающие возможность проявления гениальности и одаренности, поддержание баланса физического и психического равновесия, влияние патологий.

Мы хотим согласиться с выводами Колупаева Г.П., Клюжева В.М., Лакосяна Н.Д., Журавлева Г.П., которые на основе анализа исследований работы мозга и гениальности, определили несколько важных условий, которые сопровождают феномен гениальности.

Симбиоз двух генетических линий, где одна является носителем потенциальной одаренности (кумулятивная линяя), другая же - носителем наследственной психической патологии (диссоциативная линия), является биогенетическим законом гениальности. Биогенетическая необходимость присутствия этих двух компонентов для появления гениальности является настолько значимым условием, что вне рамок этого закона не может быть выявлен гений, выдающийся талант или великий человек вообще (Исследование Колупаева Г.П., Клюжева В.М., Лакосяна Н.Д., Журавлева Г.П.).

У нормальных людей передача по наследству психических заболеваний, психопатической отягченности наблюдается в 60% случаев, у душевнобольных - в 70% случаев, и у гениальных - в 100% случаев (Исследование Колупаева Г.П., Клюжева В.М., Лакосяна Н.Д., Журавлева Г.П.).

По мнению известного генетика Эфроимсона, гениальность чаще всего сопровождается маниакально-депрессивным психозом или сокращенно МДП. Действительно, при ознакомлении с жизнью гениальных людей можно заметить, что многие из них страдали МДП. Это заболевание характеризуется наличием двух ярко выраженных фаз – депрессии и мании, периодически сменяющих друг друга.

Мы полагаем, что МДП и шизофрения - не причина, а лишь спутник гениальности. «Предрасположенность к шизофрении есть у каждого второго человека. Разовьется ли она, зависит от устойчивости нервной системы», - считал Шульговский В.В.. При этом согласимся, что чем выше интеллект и тоньше душевная организация человека, тем выше у него шанс, что защита под напором внешних обстоятельств не справится, и, как следствие, придет болезнь.

Опираясь на исследования таких учёных, как А.И.Абрикосов, Гильом, невозможно установить чёткой зависимости между экстраординарными способностями человека и строением его мозга, его биохимическим составом. Однако необходимо отметить, что у гениальных людей скорость передачи импульсов быстрее и количество нервных связей больше.

Существует утверждение, что человек использует лишь около одной десятой нейронов своего мозга, и если включить все десять десятых, станет возможным использование всего потенциала мозга. Однако сейчас ученые полагают, что, чтобы стать гением, надо отключить часть своего мозга.

На основе исследований доктора Брюса Миллера был обнаружен такой «блок гениальности», расположенный в правой височной доле. В нем происходит подавление потенциальной возможности человека стать гением. Этот ученый считает, если эту зону полностью «отключить», то творческие способности поднимуться до немыслимых высот.

На основании вышеизложенных пунктов мы можем сделать вывод, что сегодня не существует апробированных методов физического воздействия на мозг с целью развития тех или иных способностей (исключение составляют допинги, но они дают лишь кратковременный эффект). Тем не менее, теоретически достижение этого эффекта возможно.

Так, люди, страдающие аутизмом, показывают низкие результаты в тестах интеллекта. Но они проявляют удивительные способности в математике, музыке, изобразительном искусстве и в других областях. Ученые Аллан Снайдер и Джон Митчелл утверждают, что такими способностями обладает каждый человек, но их "заглушают" более высоко развитые отделы. Получается, что мы опять упираемся в «блок гениальности».

В нашей работе мы опирались в основном на таких видных ученых и специалистов, как В. Бехтерев, Д. Зернов, Л. Штид, Ф. Маурер, О. Фохт, Ц. Фохт, Н. Бурденко, А. Абашев-Константиновский, П. Снесарев, Г. Сегалин, М. Кутанин, Л. Халлиган, М. Киисборн, Ю. Кропотова, Р. Наатанена, но за рамками нашего внимания остались многие другие известные исследователи. Тем не менее, берем на себя смелость утверждать, что слабость большинства выдвинутых гипотез в том, что многие ученые изучают строение мозга гениального человека только после его смерти, следовательно, возможны неточности.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что способы формирования и развития одаренности до конца не изучены. Поэтому эта проблема будет являться актуальной темой наших дальнейших работ. Особенно интересным нам представляется рассмотрение способов формирования и развития одаренности в условиях общеобразовательной системы.

Список используемой литературы.

1. Беверли П., Себастиан Ор. – М.:Траснперсонального Института,1997 г.

2. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни –М.:АСТ;СПб.:Сова, 2009. Стр.383.

3. Блум Ф., Лейзерсон А. и Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение – М.: Мир, 1988. 248 стр.

4. Вилейанур С. Рамачандран Рождение разума. Загадки нашего сознания – М.: Олимп-Бизнес, 2006. 224 стр.

5. Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество.

6. Бессознательное. Сборник. - Новочеркасск, 1994, с.168-173.

7. Колупаева Г.П., Клюжева В.М., Лакосяна Н.Д., Журавлева Г.П. Экспедиция в гениальность - М.: Новь,1999. стр. 431.

8. Редько В.Г. Проблема происхождения интеллекта.// Журн. высшей нервной деятельности Том.48. Вып.2. 1998. Стр.358-369.

9. Савельев С.В. Происхождение мозга – М.: Веди, 2005. 368 стр.

10. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы – М.: МЕДпресс, 1998. стр.304.

11. Шеперд Г. Нейробиология: В 2 т. М.: Мир, 1987. 368стр.

12. Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. стр. 277.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533