English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIX-ая конференция

Анализ изменения численности и структуры занятых на фирмах ОАО «ОАК» в период до и после мирового экономического кризиса

Дубинина М.Г.

Учреждение Российской академии наук Центральный экономико-математический институт РАН, Россия, 117418, Москва, Нахимовский проспект, 47, тел. (499)7242532, Факс: (495)1291400, mgdub@yandex.ru

1  стр. (принято к публикации)

Авиационная промышленность является одной из важнейших отраслей ОПК, и более 60% выпускаемой продукции отрасли приходится на долю предприятий ОАО «ОАК». Внедрение новых технологических процессов проектирования изделий, решение задач, связанных с разработкой и освоением производства военной и гражданской авиационной техники нового поколения, а также возникшие в условиях мирового экономического кризиса трудности финансирования НИОКР поставили перед фирмами задачу оптимизации численности и структуры работающих на предприятии, повышения их профессионального уровня.

В связи с неблагоприятными экономическими условиями в 2008-2009 гг. фирмы, входящие в состав ОАО «ОАК», вынуждены были пойти на сокращение численности персонала, что затронуло прежде всего производственные предприятия. Сокращению подверглись, в основном, вспомогательные рабочие, работники пенсионного возраста. Кроме того, часть персонала непрофильных подразделений была переведена в другие юридические лица. По отношению к 2006 г. общая численность занятых в корпорации составила 94,4%, хотя еще в 2008 г. снижение было не столь существенным (99,4%). В то же время численность персонала управляющих и лизинговых компаний продолжала увеличиваться несмотря на кризис и лишь незначительно сократилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г.

В структуре занятых на предприятиях ОАО «ОАК» обращает на себя внимание значительное снижение доли работников наиболее продуктивного возраста 40-49 лет (с 23% в 2007 г. до 19% в 2009 г.). Заводы ищут выход из создавшегося положения, приглашая выпускников институтов, которым гарантируется высокая оплата и карьерный рост. Однако только 10–15% выпускников школ идет в авиационные вузы, а после окончания вузов в науку идет только 1–2% молодых специалистов. Число профтехучилищ сократилось на 20 % по сравнению с советским временем. К тому же на каждого студента необходимо затратить еще пять-семь лет, чтобы он стал специалистом высокого класса.

Кроме того, средняя заработная плата на предприятиях корпорации, хоть и выросла в последнее время и в большинстве регионов превысила среднюю заработную плату в отрасли, тем не менее, остается почти в два раза ниже, чем в финансовой сфере тех же регионов.

Поставленная перед ОАО «ОАК» стратегическая задача сохранить за Россией в 2025 году долю в военном авиационном производстве на уровне 12-15% мирового рынка и завоевать не менее 10% мирового рынка гражданской авиации требует от предприятий отрасли уделять особое внимание численности, структуре и профессиональному мастерству персонала предприятий.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533