English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIX-ая конференция

Построение интегрального показателя качества образования в вузе с использованием методов экспертных оценок и теории нечетких множеств (на примере университета «Дубна»)

Мясникова Е.С., Лычагина Т.А., Пахомова Е.А.

Международный университет природы, общества и человека «Дубна», каф. Экономики, 141980, Московская обл., г. Дубна, ул. Университетская, д. 19, Тел. 8-926-613-60-12, 8-903-253-18-80 e-mail: mjasnikovak@gmail.com; lychagina@jinr.ru

1  стр. (принято к публикации)

Целью работы является разработка методики для оценки интегрального показателя качества образования в вузе с использованием методов экспертных оценок и теории нечетких множеств. Объектом исследования является высшее учебное заведение как организация, удовлетворяющая спрос потребителя в образовательных услугах. В качестве локальных были выбраны показатели качества образования, используемые в Методике Министерства образования РФ [1].

Для формирования интегрального показателя качества образования проводится свертка локальных показателей с учетом их ранжирования по степени убывания значимости. Такая ранжировка осуществляется экспертами методом парных сравнений. Разработаны анкеты для опроса экспертов, в роли которых выступают различные группы потребителей: абитуриенты, студенты, молодые специалисты, работодатели. Значимость i-го показателя pi определяется по правилу Фишберна [2].

Для определения уровня каждого локального показателя на основе данных экспертного опроса строятся функции принадлежности, с помощью которых задается степень принадлежности значений этого показателя каждому элементу ("высокое", "среднее", "низкое") терм-множества лингвистической переменной «Значение локального показателя». После этого производится распознавание уровня значений локальных показателей. Затем проводится расчет интегрального показателя в нечеткой форме и осуществляется переход от нечеткого числа к действительному, пригодному для использования лицом, принимающим решения. Завершающим шагом является распознование уровня интегрального показателя с использованием методов теории нечетких множеств. Разработанная методика применена для оценки качества образования в университете "Дубна".



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533