English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIX-ая конференция

Гендерные аспекты в процессе адаптации курсантов ВА РВСН

Атясова Е.В., Солодова Е.А.

109074, Россия, г. Москва, Китайгородский проезд, д.9/5, Военная академия РВСН им. Петра Великого, Тел.: (495) 698-44-53, E-mail:evatasova@rambler.ru

1  стр. (принято к публикации)

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ВА РВСН.

Атясова Е.В., Солодова Е.А.

Военная академия РВСН им. Петра Великого, Россия, 109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д.9/5, Тел.: (495) 698-44-53, E-mail:evatasova@rambler.ru

В результате военной реформы возросшие требования к профессиональности и компетентности военнослужащих, а также неопределенность в перспективе военной службы, поставили курсантов в такие условия, в которых они должны проявлять повышенные адаптивные способности и применять рациональные механизмы психологической защиты. Поэтому, мы считаем актуальным проведение исследований в области готовности курсантов к новым условиям обучения и службы. Исследования в области выбора курсантами адаптивных и неадаптивных стратегий поведения позволили сделать ряд предположений. А именно, носят ли выбор совладающего поведения и механизмы психологической защиты гендерный характер. Для этой цели были выбраны экспериментальные группы из курсантов-юношей и курсантов-девушек, обучающихся в ВА РВСН. Стратегии совладающего поведения рассматриваются в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах и делятся на адаптивные, неадаптивные и относительно адаптивные. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Курсанты-девушки, в подавляющем большинстве случаев, эффективно используют комбинации из трех основных стратегий поведения: разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание проблем. Стратегия разрешения проблем находится в пределах среднего уровня. Способности активного поиска социальной поддержки в стрессовой ситуации превышают стратегию разрешения проблем, и также находятся в пределах среднего уровня. Стратегия избегающего поведения, характерная для поведения дезадаптированного индивида, находится на низком уровне развития. Т.о. продуктивные способы совладания у девушек преобладают на среднем уровне, а непродуктивные на низком уровне, что характерно для адаптивного поведения. Поэтому поведение девушек-курсантов можно оценить как адаптивное.

График использования стратегии разрешения проблем курсантами-юношами имеет тенденцию роста от среднего к высокому уровню. Показатели активного поиска социальной поддержки в стрессовой ситуации расположены в пределах среднего уровня. Стратегия избегающего поведения находится на низком и очень низком уровне развития, но присутствует единичный всплеск до высокого уровня. Следовательно, курсанты-юноши эффективно используют комбинации из трех основных копинг-стратегий, поэтому их поведение оценивается также как адаптивное.

Т.о. курсанты обоих полов в сложившихся условиях используют адаптивные стратегии поведения и рациональные механизмы психологической защиты. Причем, адаптивное поведение девушек достигается за счет высоких показателей в направлении поиска социальной поддержки. Адаптивное поведение юношей достигается за счет высокой активности в деятельности разрешения проблем. На основании этого можно считать данные сферы адаптивного поведения характерными для каждого пола.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533