English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIX-ая конференция

Речевое развитие в эксперименте «Детский сад – эталон экологической культуры»

Лашманова Е.В., Потапова Т.В.1

Государственное образовательное учреждение детский сад №1820 комбинированного типа. Россия, 119192, г. Москва, ул. Винницкая 11, к.1, Тел./факс (495)9321174; е-mail: Julivp77@gmail.com

1Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского, отдел математических методов в биологии. Россия, 119992, г. Москва, Воробьевы горы, МГУ, Тел.: (095)939-55-06, факс: (095)939-31-81, е-mail: potapova@genebee.msu.ru

2  стр. (принято к публикации)

Цель нашего эксперимента – формирование экологического сознания, экологической культуры, экологического поведения, экологической ответственности. Для достижения таких целей специалисты–логопеды используют разнообразные методы воздействия на становление личности посредством речи, которая, в свою очередь, является высшей формой речемыслительной деятельности и определяет уровень речевого и мыслительного развития ребёнка. Улучшение показателей экспериментальной работы с детьми в логопедических группах мы получали с помощью деятельностной программы «НАДЕЖДА», используя такие методы работы, как: (1) проведение фронтальных занятий с использованием наглядных материалов из экологической лаборатории; (2) наблюдение за стадиями развития листьев деревьев в условиях группы; (3) проведение праздников экологической тематики. При этом успешно решался комплекс задач. Образовательных: расширение словаря по темам «Дикие звери и домашние животные», «Кто в каком домике живёт», «Деревья осенью»; согласование имен существительных с именами прилагательными; образование глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени; составление предложений с использованием схем; пересказ текстов по сюжетным картинам. Коррекционных: закрепление умения воспринимать словесные инструкции и чётко выполнять задания в соответствии с ними; расширение возможностей фонематического восприятия; развитие наблюдательности, внимания, памяти; развитие логического мышления; развитие пространственного восприятия; развитие общей и мелкой моторики; коррекция лексико-грамматического строя в условиях фронтального занятия; развитие познавательной и творческой активности. Воспитательных: осознание своего «Я» как части природы; формирование потребности уважать свои права и права других живых существ; воспитание навыков правильного адекватного поведения на занятиях; воспитание умения работать в коллективе. Анализ результатов показывает, что у большинства детей на фоне повышения интереса к явлениям и объектам природы сформировалась положительная мотивация к занятиям, фраза стала более развёрнутой, увеличился активный словарь, произвольное внимание. Положительная динамика наблюдается при запоминании и последующем отсроченном воспроизведении предлагаемого материала, при выполнении заданий на логическое мышление. Кроме того использование различных природных материалов в ходе логопедических занятий способствует улучшению формирования мелкой моторики рук.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533