English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIX-ая конференция

Методика преподавания естественнонаучных дисциплин на основе онтогенетического подхода

Карякин Ю., Тунда Е.А.

Россия, 634050, г. Томск, проспект Ленина, дом 30

2  стр. (принято к публикации)

Онтогенетический подход (ОГП) к пониманию механизма познавательной деятельности в образовательных процессах – новое зарождающееся направление. ОГП позиционируется в отношении традиционного подхода как дополняющий и расширяющий его концептуальность. Будучи ориентированным, как и педагогическое мышление, на теоретическое обоснование образовательной практики, ОГП формируется на иных постулатах. Он допускает постановку вопроса «Как следует учить (образовывать) индивида только после основательных ответов на вопросы «Что есть индивид», «Что есть предмет познавательной деятельности», «Что есть процесс познавания». Исследование этих вопросов с апелляцией к современным результатам от биологии, психологии и философии приводит к задаче теоретического обоснования поисково-освободительных образовательных практик и к разработке новых положений, объясняющих познавательную деятельность в образовании.

Особенности ОГП в сопоставлении с традиционным мышлением иллюстрируются по трём признакам: «началам» процесса усвоения новых знаний, характеристике его направленности и результату познавательной деятельности. Три пары сопоставлений в таблице:

Признаки Традиционный подход Онтогенетический подход

Начала Факты, наблюдение Понятия

Направленность От фактов к обобщению От понятий к знанию

Результат Индивид знающий Индивид понимающий

Обозначенные позывы реализуются посредством применения инструментально-методического комплекса, включающего дерево понятий учебного курса, систему форм представления научных результатов и систему дидактических инструментов.

Трансформация традиционного мышления в онтогенетическое сопряжена с ломкой стереотипов и требует значительных усилий преподавателя. Практика культивирования ОГП свидетельствует о его хорошем «юзабилити». Мы располагаем опытом преподавания учебных дисциплин естественнонаучного и технического содержания, в частности учебного курса «Информационное обеспечение» для направления «Управление качеством» в техническом университете.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533