English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIX-ая конференция

Методические проблемы преподавания математизированных финансово-экономических дисциплин

Пыркина О.Е.

Финансовый университет при Правительстве РФ, Кафедра теории вероятностей и математической статистики, Россия, Москва, 125993, Ленинградский просп., 49,

1  стр. (принято к публикации)

Изучение финансово-экономических дисциплин на современном научном уровне требует применения фундаментальных математических знаний, которые не входят в государственный стандарт программы подготовки экономистов и потому не преподаются в нужном объеме. К таким дисциплинам относятся, например, «Стохастическая финансовая математика» и «Вероятностные основы управления рисками», требующие глубокого понимания многих теоретико-вероятностных понятий.

Общей особенностью студентов экономических вузов является недостаточное развитие у большинства из них абстрактно-символического мышления и преобладание мышления предметно-действенного типа [1,2], что существенно затрудняет восприятие ими многих абстрактных математических понятий. Для таких студентов малоэффективна традиционная схема обучения типа «Лекция - семинар».

Однако без использования математических понятий трудно, а часто и невозможно, корректно сформулировать многие положения изучаемых курсов. Кроме того, восприятие студентами учебного материала дополнительно осложняется так называемым «кризисом 3 курса» [3], вызванным возрастным изменением типа мышления.

Это обуславливает необходимость использования ряда специальных методических приемов, направленных на освоение сложных математических понятий в их экономических приложениях в процессе решения сначала стандартных, затем и творческих задач. Оптимальной представляется следующая схема изучения материала. Сначала нужно дать возможность студентам «потрогать проблему руками», решая задачи, описывающие конкретные экономические ситуации, с конкретными числами. После этого попытаться обобщить результат и расширить сферу его применения (а не наоборот, как это принято при традиционном преподавании математических дисциплин), затем снова обратиться к конкретным задачам более высокого уровня, возможно, к задачам творческого характера (Схема «Семинар 1 уровня – Лекция – Семинар 2 уровня»)



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533