English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIX-ая конференция

Использование наглядно-образного моделирования и компьютерных интерактивных программ в работе над развитием слухового восприятия и связной речи

Иванова Н.Н.

Россия, 141986, Дубна, пр-т Боголюбова, д.11, кв.20.

2  стр. (принято к публикации)

В современной системе образования повышаются требования к речевому развитию детей, воспитанию осознанного отношения к языку как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами. Неоднократно учёные Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия обращали внимание на значимость своевременного развития речи и мышления в становлении личности ребёнка, на их взаимозависимую роль в онтогенезе. Практикующих педагогов, логопедов, психологов, родителей и общественность не может не беспокоить неблагоприятная тенденция роста детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в нашей стране и в мире, которая приводит к дислексии и дисграфии, т.е. к плохой обучаемости в школе и к невозможности дальнейшего обучения и занятия достойного места в социуме.

Первичным дефектом при ОНР является нарушение слухового восприятия, что обуславливает системные вторичные нарушения в других звеньях речевой системы. На основе нашей методической разработки создана интерактивная мультимедийная компьютерная программа по развитию слухового восприятия, содержащая работу над неречевыми звуками: природными (вода, огонь, воздух) шумами (бытовыми, городскими), звукоподражанием (голоса животных и птиц); над речевыми звуками. В программе предложены интересные логопедические игры, направленные на развитие слухового внимания, слухового восприятия, слухового представления, звукового анализа и синтеза. Все эти функции лежат в основе формирования и дальнейшего развития устной и письменной речи.

Предлагаемый нами алгоритм развития связной речи, разработан на основе трудов Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Р.Лурии, Ж.Пиаже, Л.А.Венгера, позволяет описывать: отдельные предметы, деревья, цветы, насекомых, рыб, птиц, животных, людей по непосредственному наблюдению; обучает составлению высказываний; облегчает процесс формирования синтаксических конструкций, способствует работе над стилем речи; обеспечивает поэтапное развитие основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения разных контекстных отношений. На основе нашей методики создана интерактивная компьютерная программа. Ее использование для обучения детей разного возраста, а также студентов с речевыми отклонениями в МГППУ и в Образовательном центре для детей сирот «Большая перемена» показало, что она упрощает процедуру занятий и значительно повышает их эффективность.Разработанные программы могут стать хорошим подспорьем для профессиональной деятельности педагогов, логопедов, психологов, а также для родителей.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533