English
!

Архив публикаций

Тезисы

XX-ая конференция

Гендерный аспект естественнонаучного образования

Беляева Г.Ф., Ермолаева Е.О., Северная Т.А.

РОО «Совет женщин МГУ», Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, МГУ, А-1026

1  стр. (принято к публикации)

По данным Федеральной службы государственной статистики в экономике РФ заняты 49% женщин и 51% мужчин. В общей структуре занятости, в том числе в образовании и в науке, существует как вертикальная, так и горизонтальная гендерная асимметрия. Доля женщин среди руководителей органов власти и управления всех уровней составляет 40%. Среди всех специалистов высшего уровня квалификации женщин 62%, при этом в области естественных и технических наук 32%, биологических, с/x наук и здравоохранении 65%, в образовании 79%. Среди всех специалистов среднего уровня квалификации доля женщин составляет 67%, при этом в сфере образования и здравоохранения 93%, а в физических и инженерных направлениях деятельности 26% [1]. На структуру занятости женщин прямо влияют их уровень и тип образования, а также отсутствие профессиональной ориентации в школе. Девушек среди студентов высшей школы 56%, но их только четверть среди всех обучающихся в области IT. Доля аспиранток – 46%, но их только 28% в области физико-математических и 24% в области технических наук.

Женщины составляют половину научно-педагогического коллектива МГУ, но из 40 факультетов только 3 гуманитарных факультета возглавляют женщины. Четвертая часть всех заведующих кафедрами – женщины, но это, в основном, гуманитарные кафедры. Среди профессоров МГУ 29% – женщины, их доля в физико-математических науках не превышает 5%, доля в других естественных науках составляет от 15% до 40%, их научные судьбы достойны уважения и служат примером молодым. Среди всех аспирантов, специализирующихся по техническим, физико-математическим, химическим, биологическим наукам и наукам о земле доля девушек составляет 18%, 28%, 40% и 60%. Традиционно меньше девушек учится на факультете вычислительной математики и кибернетики и физическом факультете (по 25%), и механико-математическом факультете (30%) [2]. Естественнонаучное образование теряет свою привлекательность для выпускниц школ. Мотивировать их постигать физику, математику, информатику может помочь гендерное образование в школе и в вузе, а также пропаганда женских успехов в этих сферах деятельности среди школьниц и студенток. Прошедшие в МГУ в 2010-2011 годах Всероссийские съезды учителей математики, информатики, физики и биологии, направленные на восстановление единства средней и высшей школы, один из успешных шагов на этом пути.

Литература

1.Россия в цифрах. 2012: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2012. - 573 с.

2.http://www.msu.ru



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533