English
!

Архив публикаций

Тезисы

XX-ая конференция

Представление о лесе в воспитании дошкольников

Потапова Т.В., Купцов С.В., Быкова М.А.1, Евстратова А.А.1, Заварзина И.А.1, Ломтева Д.В.1, Мартиросова О.А.1, Черминская М.А.1, Свенцицкая Н.О.2

Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова e-mail: potapova@genebee.msu.ru

1Москва, детский сад №1820 е-mail: Julivp77@gmail.com

2Мытищи Моск.обл. Университет леса е-mail: stokely42@gmail.com

2  стр. (принято к публикации)

Деревья и формируемые ими сообщества – леса требуют к себе нестандартного подхода, поскольку срок их биологического существования исчисляется десятилетиями и столетиями. Здесь требуется перспективное мышление и необходимость наличия у человека особых нравственных начал, основанных на заботе о людях будущих поколений. В 2005-2007 г.г. студенты и школьники по программе “Make a connection” определили все виды деревьев на участках двух московских детских садов; составили карты-схемы расположения деревьев; заложили на одном из участков уголок леса. В ходе работы студенты и школьники сами проводили занятия и игры с малышами, общались с ними, снимали занятия фото- и видеокамерой, а потом приходили к детям в гости с портативным компьютером, и таким образом малыши приобщались к современным информационным технологиям. Старшие наставники учили малышей узнавать деревья, помогали полюбить их. Вместе собирали гербарии из листьев деревьев, создавали узоры из ягод и семян в пластиковых лабораторных чашечках. Учили, как правильно сделать и повесить птичий домик, играли в познавательные экологические игры.

В период с 2009 по 2012 г.г. представления о лесе органично вошли в работу с детьми педагогов и воспитателей детского сада №1820 г. Москвы как составная часть эксперимента «Детский сад – эталон экологической культуры». Были разработаны и реализованы разнообразные проекты с участием детей от 4 до 7 лет: «Исследование деревьев на территории детского сада». «Изучение свойств древесины». «Выгонка листьев из почек на срезанных ветках разных видов деревьев». «Птицы нашего города» «Бобры–строители» «В гостях у леса». В занятиях с детьми по теме «ЛЕС», как и при освоении других разделов, воспитатели, специалисты и педагоги дополнительного образования используют интегрированный подход, при котором сочетаются проектно-исследовательская и изобразительная деятельность, музыка, физическая культура, игры, театральная деятельность, знакомство с литературой, просмотр телепередач, экскурсии. Большое внимание уделяется организации самостоятельной деятельности детей.

Уникальную возможность для каждодневного общения детей с представителями естественной лесной флоры в своем непосредственном окружении представляет уголок леса, заложенный в 2010 г. на участке детского сада с помощью специалистов МГУ. Сейчас уголок леса продолжает развиваться, пополняться новыми представителями лесной флоры. Планируем доукомплектовать его кустарниками и травами для создания образа полноценного лесного сообщества.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533