English
!

Архив публикаций

Тезисы

XX-ая конференция

Некоторые предложения по усовершенствованию учебного процесса на основе опыта проведения тестирования старшекурсников

Андрусенко Н.П., Ефимова М.В., Родимова Э.А.

Государственный университет управления, каф. Математики, Россия, 109542, г. Москва, Рязанский проспект 99, E-mail: 6921789@mail.ru Тел.: (495) 371-70-88

1  стр. (принято к публикации)

Результаты проведенного тестирования показали, что, в среднем, процент правильно решенных студентами задач составляет от 35% до 40%. На наш взгляд одной из причин низкого результата является отсутствие систематичности и прочности усвоения студентами программного материала. Если знания бессвязны, отрывочны, смысл математической терминологии не понят, то даже наличие справочной литературы не поможет студенту правильно выполнить контрольное задание. Проводя разбор заданий теста, преподаватели столкнулись с тем, что малейшее отступление от привычной формулировки того или иного задания, его «двухступенчатость», приводило студента к неудаче. Это говорит о некотором формализме в деле приобретения студентами знаний и навыков при изучении математических дисциплин. «Формальными» знания могут быть и тогда, когда происходит отрыв формы от содержания; преобладание запоминания над пониманием; чрезмерная алгоритмизация решения типовых задач. Формальное знание математической терминологии приводит к тому, что студент запоминает слова, точного смысла которых не понимает. Одним словом, нужно бороться с формализацией знаний – это мертвые, бесполезные знания.

Для избежания этих недостатков необходим дифференцированный (индивидуальный) подход к обучению, который обусловлен особенностями индивидуального развития студента, его «довузовской» подготовки. Принцип индивидуализации предполагает оптимальное соответствие учебного материала и методов обучения способностям каждого студента. Дифференциация в процессе обучения обычно предполагает некоторое условное деление студентов группы на «подвижные» подгруппы (чаще всего на «сильных», «средних» и «слабых»), состав подгрупп, естественно, не является постоянным. В процессе обучения математической дисциплине преподаватель должен постоянно иметь в виду наличие этих трех категорий студентов и строить свою работу так, чтобы оптимально «обеспечить» работой каждую из них. Разумеется, при этом необходимо максимально соблюдать педагогический такт.

Преподаватели кафедры математики ГУУ уже несколько лет воплощают принцип индивидуализации в процесс обучения. Все учебные, учебно – методические пособия, тематические домашние задания, контрольные и экзаменационные работы содержат задания базового уровня и задачи, степень сложности которых выше базового. Необходимость постоянного изменения уровня сложности учебных заданий (с учетом индивидуальных особенностей студентов), способствует динамичности процесса обучения, искоренения формализма, обеспечения принципа научности, доступности, систематичности и прочности знаний при обучении математике.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533