English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXII-ая конференция

Гендерные различия в функционировании головного мозга

Виноградова А.Д., Скорлотов А.Г.

МОУ «Тверской лицей», 11 кл. Россия, 170001 г. Тверь, пр. Калинина 10, E – mail: askor57@mail.ru

1  стр. (принято к публикации)

Актуальность темы: в подростковом возрасте заканчивается формирование психотипов человека по мужскому или женскому типу.

Цели: Изучить анатомические и физиологические отличия мозга мужчин и женщин и их влияние на психофизиологические особенности.

Задачи: изучение литературных источников по данной проблеме; анкетирование больших групп учащихся старших классов по тестам позволяющим увидеть различия в восприятии, памяти, мышлении; анализ и сопоставление полученных данных с данными психофизиологических исследований из различных источников.

Исследовались: Развитость логического мышления, особенности памяти: на слова и числа, на зрительные образы, механическая и логическая память на пары слов и чисел; внимание; вербальность; внушаемость; подверженность страхам.

Методика исследования. Для проведения исследований нами использовались тестовые задания, опросники и анкеты из сборников для психофизиологических исследований. Было обследовано около 400 учащихся.

По результатам исследований. Юноши лидируют в логических операциях со временем и количеством предметов, а девушки – в заданиях с деньгами, цветами предметов, элементами бытовой жизни, вероятностями каких-либо событий.

Исследование кратковременной и долговременной памяти на способность запоминать слова и цифры выявило лидерство девушек по количеству запомненных слов и цифр.

В тестах на запоминание 16-ти зрительных образов, юноши лучше девушек запомнили пистолет и машину, практически просмотрев часы и куб. Девушки не только лучше запомнили природные образы (бабочка, кошка, гриб, ёлка, но и лучше юношей запомнили такие объекты как теплоход, мяч, дом).

Особенности логической и механической памяти юношей и девушек выявили следующие особенности: юноши лидируют в запоминании пар слов, девушки – в запоминании пар чисел, как при механическом, так и при логическом запоминании.

В тесте на внимание обнаружилось: женское внимание по большей части обращено на сами объекты и их расцветку, мужское – на их количество.

Тест на вербальность показал, что девушки проявляют большую склонность к многословию, нежели юноши. Удивил нас и тест на внушаемость: оказалось, что юноши более внушаемы, чем девушки. «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (ИСАС) Ю. Щербатых и Е. Ивлевой показал, что девушки немного более подвержены фобиям, чем юноши.

Общий вывод. На основе исследований можно сделать вывод, что гендерные различия не так велики, как принято считать. Мы не можем со стопроцентной уверенностью утверждать, что гендерные различия можно обосновать биологическими различиями.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533