English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXII-ая конференция

Система оценки качества образования в соответствии ФГОС

Лебедь Ю.А.

УР, г. Ижевск, ул. Удмуртская, 230, МАОУ "Гимназия №56"

1  стр. (принято к публикации)

Предпосылки к разработке модели школьной системы оценки качества образования (далее по тексту СОКО) возникли в гимназии связи с ранним введением ФГОС. Требование обеспечить современное качество образования обострило потребность постоянно оценивать качество планирования, функционирования и развития образовательной системы.

Для построения школьной СОКО мы обозначили два подхода к школьному обучению. Первый подход – традиционное школьное обучение, усвоение определенной суммы знаний, умений и навыков, которые опираются на учебную активность репродуктивного типа. Главная задача учителя в этом случае состоит в предъявлении учащемуся учебной информации, подлежащей усвоению в доступной форме и контроля правильности воспроизведения заданного образца. Усвоенное таким образом знание становится исходным в формировании соответствующих умений и навыков. Затем учителю предстоит организовать систему упражнений, учитывающую успешность работы учащихся по применению усвоенных знаний. Все эти действия учителя регламентированы, что позволяет в значительной степени стандартизировать работу учителя. Второй подход предполагает совершенно иную роль учителя в учебной деятельности, она становится поисково-исследовательской, а задать образец такой деятельности принципиально невозможно: любое исследование лишается смысла, как только задан образец поиска и его результат. Организовать учебную деятельность учащихся учитель может, только осуществляя исследование вместе с ними. Процесс обучения приобретает характер совместной деятельности учителя и обучающегося, реального сотрудничества. Ученик участвует в этой деятельности в качестве одного из субъектов и его действия не могут быть внешне заданы образцом, правилом. Соответственно, не поддаются регламентации и действия учителя, который корректирует действия учащегося в зависимости от того, как они фактически развертываются. Деятельность учителя приобретает характер творчества, которое не поддается формализации, а сам учитель оказывается таким же субъектом обучения, как и ученик. Таким образом, в связи с введением образовательного Стандарта важно пересмотреть традиционные взгляды на результаты образования и на всю систему их оценивания на школьном уровне.

Создавая в гимназии СОКО, мы столкнулись с рядом проблем. Первая проблема связана с изменением системы управления. Система из "жесткой", становится "модульной", динамической. Вторая проблема связана с необходимостью разработки инструментария для оценки предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов. Созданная нами электронная система сбора, обработки и анализа данных, позволяет получить объективную информацию о результатах образования и организовать эффективное управление образовательным процессом.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533