English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXII-ая конференция

Исследование гендерных особенностей нефтяного инженерного образования с помощью социологического опроса студентов

Мелкумян А.А., Козлова Г.М.

Россия, 119991, Москва, Ленинский пр. 65

1  стр. (принято к публикации)

Социологический опрос о проблемах нефтяного инженерного образования и последующей профессиональной реализации был проведен среди двух независимых групп (всего 120 человек): студентов инженерных факультетов Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина и учащихся подготовительного отделения этого университета. Все опрошенные единодушны в позитивной оценке престижности профессии инженера-нефтяника. Подавляющее большинство связывает свою деятельность после окончания университета с работой по выбранной специальности, хотя доля девушек (75%) меньше, чем доля юношей (95%). Результаты опроса позволяют предположить, что функцию профессиональной ориентации на профессию инженера-нефтяника во многом взяла на себя семья, хотя девушки более самостоятельны в выборе профессии: у 25% девушек и 60% юношей родители или близкие связаны с работой в нефтегазовой отрасли. На вопрос о том, кому будет труднее устроиться на работу по специальности после получения диплома, большинство опрошенных выбрали ответ “девушкам” (55% девушек и 23% юношей на подготовительном отделении и 95% девушек и 52% юношей среди студентов университета), при этом остальные выбрали ответ “нет разницы”.

У пяти студенток, обучающихся на “мужских” специальностях (одна девушка в группе из 25-30 человек), были взяты интервью. Они рассказали о неслучайном выборе профессии, склонности к точным наукам, твердом намерении делать карьеру в выбранной специальности. Студентки уверены в возможности достижения высших карьерных уровней, но понимают, что равные стартовые позиции не обеспечивают одинаковой профессиональной карьеры, которую мужчины делают быстрее.

В ходе исследований контингента поступающих и студентов университета выявлена традиционная закономерность гендерного неравенства девушек и юношей. Результаты исследований дают оценку мотивации и стремления к профессиональному успеху. Они показывают, что девушки более амбициозны и независимы при выборе профессии, но профессиональные ожидания, связанные с последующей профессиональной реализацией, у юношей более благоприятны. Выявленные различия отражают гендерную стратификацию общества и культуры в целом и связаны с тем, что учащиеся являются носителями гендерного сознания, обусловленного гендерным знанием, гендерным отношением и гендерным поведением, принятым в современном обществе.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533