English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXII-ая конференция

Сравнительный анализ показателя активности регуляторных систем субъектов образовательной среды

Моос Е.В., Моос Е.Н., Савушкин О.В., Степанов В.А., Шуйцев А.М.

Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина,, Рязань, 390000, ул.Свобода 46, e_moos@mail.ru

1  стр. (принято к публикации)

В современном насыщенном информационном пространстве образовательной среды два главных ее субъекта системы «педагог-школьник» оказываются под действием конкурирующих влияний, что определяет уровень и состояние такого важнейшего показателя как здоровьесбережения школы.

В работе сделана попытка выявления источников и факторов стрессовой педагогической практики, которая негативным образом разрушает основания здоровьесбережения как самих школьников, так и педагогов. Причина такой поведенческой стрессовой составляющей могут служить, на наш взгляд, отмечавшееся в ряде работ не-благополучное психоэмоционального самочувствие и истощение регулятивных процессов одной из сторон рассматриваемой системы, а именно, педагогов [1] .

Для определения пути повышения уровня здоровьесбережения в докладе представлены результаты сравнительного измерения функционального состояния контингента педагогов и администрации школ (в последнем случае с целью получения усредненной указанной характеристики обследованию подверглась совокупность директорского состава и их заместителей нескольких школ Рязанского региона). Такого рода сравнительная диагностика базировалась на уникальных возможностях аппаратно-программного комплекса «Варикард», регистрирующего семейство параметров обследуемых. Принцип действия комплекса базируется на компьютерной обработке вариабельности сердечных сокращений (временной интервал R – R пульсовой волны), объективность такой инструментальной методики основана на значительной статистике массовых обследований, включая космические экипажи [2, 3]. Для выявления различий функ-ционального состояния применялся обобщенный показатель активности регулятивных систем (ПАРС). В нашем исследовании изучался, помимо всего, возрастной фактор ПАРС. Оказалось, что ПАРС управленцев существенно (почти пятикратно) превышает ПАРС учителей: только у 15% обследуемых ПАРС ниже параметра 4. В докладе обсуждаются факторы, такого рода «аномального» различия двух обследуемых групп в контексте здоровьесбережения субъектов образовательной среды. Литература.

1. Малярчук Н.Н.//Вестник Томского государственного университета. 2003. №2. С.85-88.

2. Семенов Ю.Н., Баевский Р.М. Аппаратно-программный комплекс «Варикард» для оценки функционального состояния организма по результатам математического анализа ритма сердца.//Вариабельность сердечного ритма. – Ижевск, 1996. С.160 – 162.

3. Григорьев А.И., Баевский Р.М. Концепция здоровья и проблема нормы в космиче-ской медицине. – М.: Слово, 2001. – 96 с.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533