English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXIII-ая конференция

Организация конкурса исследовательских проектов с участием дошкольников и младших школьников

Потапова Т.В., Баль Л.В.1, Бойцова Л.Ю., Петрова Ю.В.2, Птушенко В.В.

Россия, 119192, г. Москва, Воробьевы горы, МГУ, тел.: (495) 9395506, факс: (495) 93993181, e-mail: potapova@genebee.msu.ru

1  стр. (принято к публикации)

Такие конкурсы удобно приурочивать к Фестивалям науки, когда под девизом «Прикоснись к науке» открываются для гостей двери многих вузов и научных институтов. Для детей до 10-12 лет характерна природная страсть к постижению законов природы с помощью любящих наставников, которые помогают детям сформулировать постигнутые закономерности на доступном ребенку языке. Общение в этом возрасте с учеными - эффективное средство усвоения исследовательских мотиваций как жизненной ценности [1]. Психолого-возрастные особенности детей до 10-12 лет следует заранее отразить в «Положении о конкурсе»: в первую очередь — не должно быть явной системы оценок, элемент соревновательности должен быть сведен к минимуму, не вытесняя и не подменяя собой чисто исследовательской мотивации. Наш опыт показывает, что выполнить такие условия можно только путем организации и проведения конкурсов в локальных масштабах: с центром в конкретном вузе или НИИ и привлечением детей из местного сообщества. Масштаб мероприятия лимитируется: (1) наличием реального количества ученых-экспертов, готовых оценить качество представленного проекта и пообщаться с ребенком-исполнителем; (2) доступностью научных лабораторий для посетителей до 10-12 лет и наличием ученых-экскурсоводов, владеющих навыками общения с детьми такого возраста; (3) техническими возможностями организация стендовой сессии; (4) возможностями обеспечить каждого ребенка памятными призами и подарками.

В 2015 г. мы организовали и провели конкурс под названием «Человек и Природа. Первые шаги» в рамках Фестиваля науки в МГУ при поддержке Департамента природопользования и охраны окружающей среды и Департамента образования Правительства г. Москвы. Всего поступило 127 заявок: 61 — из Москвы, 35 — из Московской области и 31 — из других регионов РФ. Из них: 27 проектов с участием 326 детей дошкольного возраста и 100 проектов — с участием 247 детей младшего школьного возраста. Каждый проект получил научную рецензию и сертификат участника, а также призы: (1) Книга-справочник (путеводитель) по особо охраняемым природным территориям города Москвы; (2) Книга-справочник (определитель) птиц города Москвы «Птицы Москвы»; (3) Учебное пособие Т.В. Потаповой «Исследование природы вместе с детьми». Участники 27 проектов представили свои работы 10 октября на стендовой сессии в НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ, посетили научные лаборатории и пообщались с учеными [2]. Представители остальных проектов получили призы-книги 9-11 октября на выставке в Шуваловском корпусе МГУ или приезжали за ними после Фестиваля. По итогам этой работы мы планируем подготовить методическое пособие «Организация и проведение конкурсов исследовательских работ естественно-научного направления с участием детей до 10-12 лет».

1. Потапова Т.В. «Исследование природы вместе с детьми». М.: «Лазурь», 2015.

2. https://cloud.mail.ru/public/DpAF/q39EGgbrS



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533