English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXIII-ая конференция

Исаак Яковлевич Танатар - мой учитель и коллега

Левитас Г.Г.

gglevitas@gmail.com

1  стр. (принято к публикации)

Я учился в 578 мужской средней школе города Москвы. Она находилась по адресу: Большая Ордынка, дом 15. Мой класс имел литеру А, а класс Вити Паламодова – литеру Б. У нас было три замечательных педагога: по химии – Владимир Георгиевич Немцов, по литературе – Сергей Иванович Волков (он был нашим классным руководителем), а по математике – Исаак Яковлевич Танатар. В нашем классе было 23 человека.

Исаак Яковлевич Танатар учил нас математике в 9 и 10 классах. Он пришел вместо отъявленного халтурщика, которого мы звали Салагой. Салага ухитрился в 8 классе не рассказать нам, как применяется теорема Виета к отысканию значений разных выражений, содержащих корни квадратного уравнения. И на экзамене я, например, получил за это трояк. А потом пришел Танатар, в просторечии "Исаак". Про него ходили слухи, что он вообще-то профессор. И хотя эти слухи оказались ложными, но математику Танатар знал прекрасно. Уже потом, когда я работал в математической школе № 52, Танатар приходил к моим ребятам и прочитал им великолепную лекцию о неравенстве Иенсена. Я и теперь ее не смог бы повторить.

Исаак учил нас по-серьезному, был чуток и неординарен. Помню, что мы приходили к нему домой, и он показывал нам своих птиц. Особенно он любил славку-черноголовку и уверял, что она поет не хуже соловья.

У меня с Танатаром были теплые отношения, хотя поблажек он мне никогда не давал. Он знал, что я интересуюсь музыкой. Однажды перед уроками, в раздевалке, он подошел ко мне и сказал: "Сегодня в Большом зале ре-минорная симфония Франка". В начале 10 класса он предложил готовить меня на мехмат, "совершенно бесплатно", как он выразился. Но я-то мечтал об истфаке! Перед самыми экзаменами он дал мне задачу: найти объем треугольной пирамиды, у которой одно ребро равно а, а все остальные ребра равны b. И потом потратил немало времени на то, чтобы объяснить мне ошибки в оформлении решения. На устном экзамене по геометрии я забыл доказательство доставшейся мне теоремы и придумал свое. Присутствовавший методист из РОНО придрался и хотел снизить оценку. Но Танатар подсчитал, что мое доказательство не длиннее, чем в учебнике (А.П.Киселева), и добился пятерки.

Прошли годы, я стал историком, но на работе было тяжко из-за моей национальности. И тут на улице я встретил Танатара. Он подробно расспросил о моих делах, вынул из портфеля лист бумаги и написал мне рекомендацию в школу рабочей молодежи № 196, учителем математики. А так как он в это время был районным методистом, то меня и взяли туда на работу, под обещание, что я буду поступать на физмат МГЗПИ. С этого и началась моя работа в этой области, продолжающаяся уже больше 50 лет. А потом была новая нечаянная встреча на улице с Танатаром. Я был уже на 3 курсе физмата и снова получил от него рекомендацию, на этот раз в физико-математическую школу № 52. Последние годы его жизни я часто бывал у него. Хоронили Танатара, по его завещанию, под звуки 2-ой части Первой симфонии Чайковского. У меня до сих пор хранятся подаренные им костяные шахматы.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533