English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXIII-ая конференция

Раннее выявление задержки в речевом развитии детей, диагностика и пути преодоления. Аутизм, нарратив, инклюзия

Иванова Н.Н.

Московский городской психолого-педагогический университет, Россия, 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, факультет дистанционного обучения, Международный университет «Дубна», Россия, 141980, г. Дубна, Московской области, ул. Университетская, д. 19, факультет гуманитарный наук, кафедра клинической психологии, тел. 8-916-858-1536, E-mail: nanik-dubna@list.ru

1  стр. (принято к публикации)

Ранний возраст является наиболее важным периодом для развития всех психических процессов, особенно речи, которая лежит в основе других высших психических функций. Важность максимально раннего выявления и коррекция любых трудностей в развитии обусловлена, прежде всего, анатомо-физиологическими особенностями ребенка. Эффективность коррекционно-развивающего воздействия в раннем возрасте тем выше, чем раньше оно начинается. Одной из причин речевых трудностей у детей является аутизм и синдром РАС (расстройства аутистического спектра). Детей с такими заболеваниями рождается в мире ежегодно на 13% больше, чем в предыдущем году. Этим объясняется острая актуальность данной проблемы. Аутизм – это нарушение развития, обнаруживаемое в первые три года жизни. Американская психиатрическая ассоциация DSM-IV утвердила следующие диагностические симптомы аутизма: качественное нарушение социального взаимодействия, нарушение коммуникативных способностей, ограниченный диапазон интересов и деятельности. Обсуждается вопрос о включении в него такого расстройства, как специфическое расстройство речи и прагматическое расстройство речи. Установлено, что коммуникация у детей с РАС зависит от речевого развития. Проведено много исследований по овладению языком аутистами. У детей с РАС оно начинается позднее и прогрессирует медленнее. Дети с РАС, у которых к пяти годам развит функциональный язык, с большей вероятностью получат положительный лингвистический результат. Это хороший признак их успешного развития, обучения и социализации в будущем. Нарратив является спонтанным устным инструментом коммуникации, используемым для того, чтобы рассказать историю. Исследования визуальной и речевой контекстуальной информации лицами с РАС показали, что они могут глобально обрабатывать контекст, заданный картинками, но не могут сделать этого, если контекст представлен лингвистически. Это указывает на специфическую связь нарушения с лингвистическим контекстом. Нарратив в устной и письменной форме способствует развитию речи, коммуникации и делает возможным осуществление инклюзии. Дальнейшее продвижение инклюзии обеспечивается требованием приспособить общеобразовательные школы для обучения учеников с РАС, подготовить учителей и работников поддержки для обеспечения эффективной инклюзии, включая дистанционную форму обучения.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533