English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXIV-ая конференция

П.М.Третьяков и его коллекция

Донец В.В.

Государственная Третьяковская галерея, siv.donets@yandex.ru

1  стр. (принято к публикации)

Когда в 1892 году московский купец Павел Михайлович Третьяков передал в дар Москве своё великолепное собрание произведений изобразительного искусства, для всех это было событие даже не городского, а всероссийского масштаба. Мечта Третьякова создать “общественное, всем доступное хранилище искусств, приносящее многим пользу, всем - удовольствие”, была, наконец, исполнена – и это был долгий, трудный и счастливый путь. Приобретение первых картин, история взаимоотношений с художниками, критиками, выдающимися современниками, семейные традиции и незабываемые музыкальные вечера в доме Третьяковых, интереснейшие подробности появления тех или иных шедевров в коллекции Павла Михайловича – всё это, к счастью, сохранилось в письмах, дневниках, воспоминаниях самого собирателя, членов его семьи, друзей и знакомых (в том числе художников). Сохранились и рассказы о замечательных душевных качествах самого Третьякова и его брата Сергея Михайловича, которых единодушно почитали не только как знаменитых коллекционеров, но и как щедрых благотворителей и меценатов. Братья Третьяковы владели доставшейся от отца крупной фабрикой льняных изделий в Костроме, торговые дела шли очень успешно, но семья не считалась очень богатой – огромные деньги тратились на Галерею и благотворительность (помощь бедствующим художникам и их семьям, попечительство над училищем для глухонемых, участие в Православном миссионерском обществе, выделение стипендий талантливой молодежи и т.д.).

Потомственный купец П.М.Третьяков поражал современников природным умом и безупречным вкусом. Он обладал не только практическими торговыми знаниями, но и прекрасно разбирался в живописи, музыке, театре, литературе. “Третьяков по натуре и знаниям был ученый” – написал в 1902 году в своей “Истории русского искусства” художник и критик А.Н.Бенуа. Знаменитый критик В.В.Стасов, словно предвидя судьбу будущей Третьяковской Галереи, восторженно утверждал в письме П.М.Третьякову: “Ваша чудесная галерея есть русская, всенародная, государственная, национальная, всё равно как, например, собрание сочинений Пушкина, Льва Толстого, Гоголя, Лермонтова, Островского. Всё это – всенародно и национально.”

А сам Третьяков не уставал повторять: “Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь”.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533